Конфереция

Герман Греф обещает отменить импортные пошлины на нефтепродукты: откуда будут ввозить бензин в Россию?

Глава Минэкономразвития Герман Греф нашел новый способ борьбы с высокими ценами на бензин. Вместо того чтобы, как неоднократно предлагалось, затруднить экспорт нефтепродуктов, министр предлагает облегчить импорт. Правда, никто из экспертов так и не смог определенно сказать, откуда планируется импортировать бензин. "До середины апреля правительство должно принять решение об отмене импортных пошлин на нефтепродукты",- заявил вчера на заседании правительства глава МЭРТ Герман Греф. По его словам, это будет сделано для снижения темпов роста цен на топливо на российском рынке. Впрочем, похоже, что подробно этот вопрос еще не прорабатывался: на просьбу сообщить подробности (в частности, откуда можно импортировать бензин в Россию) в МЭРТ ответили, что считают это преждевременным. Нет единого мнения по этому вопросу и у специалистов.
Аналитик группы "Центринвест" Максим Иванов предполагает, что топливо в Россию можно завозить из стран Восточной Европы - Польши, Литвы и Словакии. Другой точки зрения придерживается эксперт "Аргус медиа" Александр Ершов. "В ближнем зарубежье есть ряд НПЗ, прежде всего в Белоруссии и Казахстане, которые работают на российской нефти еще со времен СССР,- поясняет Ершов.- Нефть на них поставляется без экспортных пошлин. Заводы эти располагаются практически на границе с Россией, поэтому если будут отменены импортные пошлины на бензин, то эти НПЗ смогут с выгодой для себя поставлять свою продукцию в Россию по вполне сравнимым с внутренними российскими ценам".
Впрочем, следует помнить, что Павлодарский и Мозырский НПЗ, которые аналитик считает первыми претендентами на экспорт бензина в Россию, вместе перерабатывают 17 млн т нефти в год. При этом в России ежегодно перерабатывается свыше 200 млн. Поэтому надеяться на то, что импорт из Белоруссии и Казахстана поможет сильно снизить цену бензина в России, вряд ли приходится.
Что касается восточноевропейских заводов, то им более интересен европейский, а не российский рынок.
Впрочем, даже при таком раскладе аналитики рассчитывают на положительный эффект. "Чем больше растет рынок, тем лучше,- считает Максим Иванов.- Цены на бензин станут стабильнее, так как будут зависеть не только от ситуации внутри России, но и во всем мире". "Уровень нефтепереработки в России достаточно низкий,- напоминает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.- Для наших условий мы производим достаточно качественный бензин - "Евро-2" и ниже. Однако автомобилям зарубежного производства такое топливо уже не подходит". По словам Сергиенко, по мере увеличения количества иномарок в России растет и спрос на более качественный бензин. "Сами нефтепромышленники неоднократно заявляли, что наши НПЗ могут не успеть перейти к производству более качественного топлива,- напоминает он.- Отменой импортных пошлин правительство решило подстраховаться". Сергиенко считает, что бензин могут поставлять из Финляндии и Болгарии. Тем более что в последней ЛУКОЙЛу принадлежит Бургасский НПЗ.
Участники рынка инициативу МЭРТ оценить затруднились. "Очевидно, что правительство надеется на расширение рынка, однако сложно сказать, как отмена пошлин отразится на ценах, так как дефицита бензина на данный момент нет",- рассказали в пресс-службе ЛУКОЙЛа.
Комментарии