ФАС хочет защитить Россию от резкого роста цен на топливо повышением экспортных пошлин

Во время посевной бензин и дизтопливо должны оставаться в стране, а не уходить на экспорт, считают чиновники Федеральной антимонопольной службы. Для этого они предлагают резко повысить экспортные пошлины на нефтепродукты на апрель и май. Но представители других ведомств и эксперты называют эту идею вредной и уверены, что она не будет воплощена в жизнь.
Традиционно экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на вывоз нефти и сейчас составляют примерно 70% от экспортной ставки на сырье. Но с 1 апреля по 31 мая этого года пошлины на светлые нефтепродукты (бензины и дизельное топливо) должны вплотную приблизиться к нефтяным ставкам, считает ФАС. Чиновники ведомства настаивают, чтобы на этот период пошлины на светлые нефтепродукты были установлены в размере 0,9 от экспортной пошлины на нефть, или $167,8 за тонну, сообщила вчера пресс-служба ФАС. Письмо с таким предложением замруководителя службы Анатолий Голомолзин направил в Минэкономразвития в процессе согласования проекта постановления правительства, касающегося ставок вывозных таможенных пошлин. По мнению ФАС, это позволит стабилизировать цены на бензин в период посевной, когда наблюдается сезонное увеличение спроса.
В антимонопольном ведомстве считают, что увеличение размера пошлин на нефтепродукты в такие периоды (весной и осенью) должно опережать, а не отставать от роста пошлин на сырую нефть. "Эти меры необходимы в период сезонного повышения спроса на нефтепродукты, поскольку позволят снизить привлекательность экспорта и защитить внутренний рынок от резкого роста цен, а экономику в целом - от излишнего инфляционного давления", - считает Голомолзин.
С 7 марта в России действует вывозная таможенная пошлина на светлые нефтепродукты в размере $120,7 за тонну, которая была установлена исходя из пошлины на нефть в $160,6 за тонну. Но новая пошлина на сырье, которая начнет действовать с 1 апреля, составит уже $186,4 за тонну. В соответствии с этим правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле уже определила новую ставку пошлины на нефтепродукты - $137,9 за тонну, которая начнет действовать ориентировочно в первой половине мая. Таким образом, пошлина, предлагаемая ФАС, почти на 40% выше существующей и более чем на 20% - по сравнению с проектируемой.
Чиновник Минфина инициативой ФАС удивлен. "Комиссия еще 1 марта установила размер новой пошлины в соответствии с утвержденной формулой, и предложение ФАС поддержки не нашло", - говорит он. По его словам, если ФАС хочет изменить порядок установления пошлин, это нужно делать не с помощью писем, а путем разработки детального экономического обоснования, "чего мы пока не видим". Собеседник отмечает, что пошлина может иметь два смысла - фискальный или запретительный: "Пополнение казны - не забота антимонопольщиков. Если же они хотят запретить экспорт, то нужно обосновать угрозу критического недостатка продукта на внутреннем рынке, а это сейчас полный абсурд". Непонятна также предлагаемая ставка, удивляется чиновник, - "почему $167, а не $250, например?" Он уверен, что предложения ФАС приняты не будут.
"Сезонные пошлины - давняя идея ФАС, - рассказывает чиновник Минэкономразвития, - но вряд ли она имеет смысл". Внутренний рынок сейчас сбалансирован, если же высокая пошлина будет препятствовать экспорту, начнется затоваривание, но цены при этом не упадут, уверен собеседник. А в среднесрочной перспективе это приведет к сокращению нефтепереработки, добавляет он.
Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что воплощение идеи антимонопольного ведомства приведет к результатам, диаметрально противоположным тем, что декларируют чиновники. По его мнению, потери, которые нефтяники понесут от снижения эффективности экспорта, они постараются компенсировать на внутреннем рынке. "В итоге цены на бензин подскочат, а это даст дополнительный толчок инфляции", - резюмирует эксперт.
Комментарии