Конфереция

Законопроект о платных автодорогах вышел на правительственный уровень

Министерство транспорта уже во второй раз направило в правительство проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах". Об этом рассказал заместитель министра транспорта Сергей Аристов на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной деятельности и перспективным задачам Федерального дорожного агентства. Перед тем как сообщить новость, Аристов повинился перед делегатами конференции: "К сожалению, не все планы 2005 года удалось реализовать в полном объеме". Ранее Минтранс рассчитывал, что передача законопроекта на рассмотрение кабинета министров состоится не позднее 1 октября 2005 года. Развитие сети платных автодорог рассматривается нынешним руководством Минтранса как наиболее многообещающий полигон для внедрения и отработки принципа государственно-частного партнерства. В первую очередь платными предполагается сделать некоторые участки автодорог в Подмосковье, а также трассу Москва - Санкт-Петербург. По предварительным расчетам экспертов Минтранса, плата должна составить от 1 руб. за километр пробега на длинных (в несколько сотен километров) отрезках и до 1,5 руб. за километр на более коротких участках.
Предыдущая версия законопроекта, осенью 2004 года внесенная Минтрансом в правительство, была отправлена на доработку. "Программу надо сделать целевой, амбициозной, реалистичной и на 100% выполнимой", - заявлял тогда премьер-министр Михаил Фрадков. А вице-премьер Александр Жуков предлагал при доработке документа уделить особое внимание качеству дорожного строительства и эффективности использования бюджетных средств. "Сегодня при строительстве и выборе подрядчика на ремонт главным является не вопрос качества и использования передовых технологий, а в первую очередь вопрос стоимости, - говорил он. - В конечном итоге нам все равно предстоит за это заплатить. Низкое качество - значит каждый год ремонт дороги. В сфере качества дорожного строительства заложен огромный ресурс для экономии бюджетных средств". Кроме того, по его мнению, в программе необходимо было установить количественные показатели ее выполнения - межремонтные сроки и аварийность. "По этим показателям общество должно следить за эффективностью выполнения программы", - утверждал он.
Еще в июне 2005 года на заседании правительства глава Минтранса Игорь Левитин сетовал, что согласование проекта с другими министерствами и ведомствами затягивается. При этом, говорил он, после очередных согласительных процедур каждый раз выдвигаются новые требования. Ключевые ведомства - Минфин и Минэкономразвития, - в принципе поддержав идею платных дорог, выдвинули ряд оговорок. В частности, они требовали отразить в проекте закона, что деньги за проезд можно будет брать только в регионах с платежеспособным населением, на загруженных направлениях и при условии обязательного наличия альтернативного бесплатного пути.
Насколько итоговый законопроект содержит в себе предложения Жукова и его коллег из МЭРТ и Минфина, Аристов вчера не сообщил. Зато, сказал он, предусматривается наличие в стране платных дорог с разными формами собственности: государственной (федеральной), муниципальной и частной. Для привлечения негосударственных средств в создание государственных и муниципальных платных автодорог инвесторов предполагается стимулировать предоставлением им преимущественного права на развитие параллельных видов хозяйственной деятельности в полосе строительства дороги.
Вчера на конференции Аристов в очередной раз подчеркнул, что "принятие указанного закона даст дополнительные гарантии инвесторам и пользователям автомобильных дорог". Правда, когда это случится, он сказать не смог. Прогнозировать сроки прохождения законопроекта через Госдуму замминистра транспорта не решился.
Комментарии