Конфереция

ЛУКОЙЛ обещает подорожание бензина к 2010 году до 40 - 50 рублей за литр

В 2010 году Россия превратится в импортера бензина, считает президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его мнению, если темпы модернизации нефтеперерабатывающей промышленности останутся прежними, то через 3-4 года российские НПЗ не смогут обеспечивать потребности быстро растущего автопарка. В результате, подсчитали в ЛУКОЙЛе, цена топлива может вырасти до 40-50 руб. за литр. "США уже сегодня импортируют 10% потребляемых нефтепродуктов. Завтра такой сценарий может быть реализован и в нашей стране",- заявил глава ЛУКОЙЛа, выступая вчера на конференции по энергетической безопасности. Прогноз Алекперова основан на расчетах специалистов компании, сопоставивших прирост числа автомобилей и увеличение выпуска бензина. "К 2015 году в России, по прогнозам Федерального дорожного агентства, количество автомобилей вырастет на 70%,- говорится в подготовленной ими презентации.- При этом число иномарок вырастет в три раза". Все это приведет к 1,5-кратному росту потребления бензина, в первую очередь высокооктанового.
При этом анализ производства бензинов за последние пять лет показывает, что, несмотря на локальные инвестиции некоторых нефтяных компаний, производство удалось нарастить только на 20%. И даже этот рост был достигнут за счет загрузки неиспользовавшихся мощностей, а не повышения глубины переработки.
Дальнейший экстенсивный рост, считают в ЛУКОЙЛе, бесперспективен: он приведет только к бессмысленному перерасходу нефти. Увеличение выпуска бензина возможно только путем глубокой модернизации российских НПЗ. В случае если этого сделано не будет, уже в 2010 году кривые роста спроса и производства бензина пересекутся. В этих обстоятельствах Россия будет вынуждена либо ввести нормирование продажи бензина, следствием которого станет рост теневого оборота топлива и увеличение числа подделок, либо закупать недостающий бензин за рубежом, что приведет к неминуемому подорожанию - по мнению ЛУКОЙЛа, до 40 - 50 рублей за литр. С основным тезисом Вагита Алекперова согласны и конкуренты ЛУКОЙЛа. "Развивать нефтепереработку действительно необходимо,- заявили в "Сибнефти".- Мы находимся на глобальном рынке, при этом отставая от заводов Европы и Америки. Рано или поздно это отставание скажется". По данным, которые приводит ЛУКОЙЛ, 20 из 25 российских заводов работают по 40-50 лет, из них только 11 имеют относительно современные процессы, а остальные практически не имеют резервов для увеличения глубины переработки нефти.
"Реально, уже сейчас бензин - дефицитный продукт",- отмечает замдиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов. По его словам, если раньше Россия экспортировала довольно много бензина, то в последнее время практически весь он потребляется внутри страны. При этом рост спроса наблюдается не только со стороны автомобилистов - значительную долю бензина потребляют быстро развивающиеся нефтехимические производства, для которых он является основным сырьем. Правда, говорит эксперт, с ростом цены рост потребления бензина замедлился, и сейчас рынок находится в более или менее равновесном состоянии.
В "Сибнефти" с этим согласны. "Наши НПЗ сейчас недозагружены, еще есть ресурс мощностей, мы способны производить больше продукции, однако проблема в том, чтобы найти рынки сбыта",- сообщили в компании.
"То, что российская нефтепереработка находится в плачевном состоянии - давно известная позиция ЛУКОЙЛа",- напоминает аналитик ИК "Центринвест" Максим Иванов.
Действительно, Вагит Алекперов предупреждал, что модернизация нефтепереработки отстает от потребностей рынка, еще полгода назад. По мнению главы ЛУКОЙЛа, государство, чтобы не допустить развития событий по худшему сценарию, должно стимулировать вкладывание средств нефтяными компаниями в модернизацию НПЗ. В частности, он предлагает снизить импортные пошлины на оборудование для НПЗ и ввести для инвесторов налоговые льготы. Также сгладить остроту проблемы могло бы и стимулирование более широкого использования дизельного топлива. Однако, отмечает Сергей Ежов из Топливно-энергетического независимого института, при нынешнем качестве российского дизтоплива последнее предложение вряд ли осуществимо.
Пессимизм главы ЛУКОЙЛа разделяют не все. "Я отношусь к подобным прогнозам довольно скептически,- говорит аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев.- У российских заводов есть незаполненные мощности, и при условии достаточных инвестиций они справятся с растущим спросом".
Комментарии