Конфереция

"Сибнефть" покупает сеть АЗС EPetrol в Московской и Тверской областях у компании "РК-Газсетьсервис"

"Сибнефть" выходит на рынок торговли газовым топливом - в конце минувшей недели компания подписала договор с "РК-Газсетьсервисом", которому принадлежит сеть многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗС) в Центральном регионе России. Согласно условиям контракта, "Сибнефть" выкупит в будущем 14 из 21 заправок сети. Стороны не разглашают подробности и мотивы сделки. По мнению экспертов, "РК-Газсетьсервис" строил свою сеть себе в убыток с целью последующей перепродажи. А "Сибнефть" купила сомнительный актив, чтобы сэкономить два года на оформлении аренды земли под собственные станции. Некоторые эксперты полагают, что нефтяная компания купила заправки для будущей сети "Газпрома".
"РК-Газсетьсервис" - многофункциональные автозаправочные комплексы EPetrol
"РК-Газсетьсервис" учрежден в 2003 г. лихтенштейнским офшором Maibach Holding Establishment, управляет компанией девелоперская структура Douglas Consulting. Основной бизнес компании - нефтетрейдерство. В списке клиентов компании - ОАО "РЖД". Также "РК-Газсетьсервис" владеет сетью многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗС) под брендом EPetrol, торгующих бензином, дизельным и газовым топливом. По данным компании, ее выручка в первом полугодии 2005 г. составила 55 млн руб.
"РК-Газсетьсервис" вошел в историю формирующегося рынка газового топлива объемом в $1 млрд как самый амбициозный игрок. За два года работы компания построила 21 МАЗС в Московской, Тверской, Нижегородской и Ленинградской областях. Стоимость каждой станции - $2 млн. По данным участников рынка, похожие станции ТНК-ВР и "ЛУКОЙЛа" стоят максимум $1 млн. К 2006 г. "РК-Газсетьсервис" собирался расширить сеть до 40 автозаправок, увеличив стоимость своего бизнеса до $250 млн. Фактически цена каждой МАЗС к этому времени должна была вырасти до $6 млн. Это объяснялось намерением укомплектовать станции мойками, магазинами, кафе, станциями техобслуживания и комплексами по переделке топливной системы автомобилей. Для реализации этого проекта оператор разместил облигационный заем дна сумму 1 млрд руб. В информационном меморандуме компания заявляла, что к концу 2006 г. планирует выйти с IPO на Лондонский рынок альтернативных инвестиций. К 2007 г. "РК-Газсетьсервис" планировал расширить сеть до 100 станций.
"Сибнефть" покупает 14 МАЗС в Московской и Тверской областях за $35-40 млн
Однако 9 марта на сайте "РК-Газсетьсервис" появилось сообщение о том, что общее собрание акционеров в лице Maibach Holding Establishment одобрило подписание предварительного соглашения с "Сибнефтью", предусматривающего заключение в будущем договоров купли-продажи имущества компании, стоимость которого составляет более 25% стоимости всего имущества. Как пояснил источник в компании, речь идет о продаже "Сибнефти" 14 МАЗС в Московской и Тверской областях. "В будущем, возможно, "Сибнефть" докупит оставшиеся 8", - уточнил собеседник. Сумма и мотивы сделки не разглашаются. По оценке "МДМ-Банка", стоимость 14 станций составляет около $35-40 млн, так как обещанное расширение сети, увеличивающее стоимость каждой МАЗС в три раза - до $6 млн, еще не состоялось. "Сибнефть" и "РК-Газсетьсервис" отказались от официальных комментариев. Однако, как пояснили в пресс-службе нефтяной компании, сейчас у "Сибнефти" 1 тыс. 800 собственных, арендованных, джобберских и дилерских АЗС, однако нет ни одной станции, торгующей автозаправочным топливом.
МАЗС EPetrol строили изначально для продажи
По мнению экспертов, МАЗС "РК-Газсетьсервиса" изначально строились на продажу. "Заявления об IPO - отличный PR-ход, способный привлечь серьезных инвесторов, сама процедура требует вложений денег и усилий, конечная цель этой акции - продажа, но куда проще договориться о поглощении", - сказал старший аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев.
С ним соглашается и аналитик ГК "Регион" Константин Гуляев, который отмечает, что "РК-Газсетьсервис" не соответствует главному требованию размещения на Лондонской бирже - прозрачности. Как свидетельствуют официальные документы "РК-Газсетьсервиса", нюансы деятельности компании существенно отличаются от заявлений инвесторам. В частности, 1 июня 2005 г. прекращена деятельность северо-западного филиала "РК-Газсетьсервиса", но в информационном меморандуме северо-западное подразделение существует. "Под ним, видимо, следует понимать станцию в городе Валдай", - иронизирует аналитик ИК "ФИНАМ" Владислав Кочетков.
По мнению гендиректора "Сибургазсервиса" Глеба Тарабугина, у EPetrol низкая рентабельность. "Они строились дорого: $2 млн за МАЗС - огромная сумма, между тем ежемесячная прибыль от каждой станции сравнительно небольшая, так как у продавцов альтернативного топлива существует договоренность продавать его на 50% дешевле, чем бензин марки А-92", - сказал он. По данным ИК "ФИНАМ", ежемесячный доход МАЗС - $30-50 тыс. ежегодно. "Одна станция в Подмосковье сейчас продается за $70-100 тыс., цена определяется как две чистых прибыли за год", - поясняет Владислав Кочетков.
"Сибнефть" купила EPetrol для "Газпрома"
Впрочем, как предполагает источник в ТНК-ВР, возможно, "Сибнефть" купила EPetrol для "Газпрома". "Не исключено, что в будущем "Газпром" тоже захочет выйти на рынок альтернативного топлива, скупая для себя мелких операторов", - говорит собеседник. По данным "Сибургазсервиса", этот рынок достаточно перспективен: за последние три года объем продаж коммерческого газового топлива вырос в три раза - до 1,6 - 2,2 млн т ежегодно. Главная причина популярности автомобильного газа - его низкая стоимость по сравнению с бензином.
Эксперты считают, что "Сибнефть" польстилась на столь сомнительный актив, чтобы сэкономить себе или "Газпрому" время при вхождении на рынок, где уже активно работают такие гиганты, как ТНК-BP, "Сибургазсервис" и "Татнефть". Напомним, что в ближайшем будущем к ним планирует присоединиться и англо-голландский концерн Shell. "Основная проблема строительства любой автозаправочной станции - формальности, на решение которых требуется порой два-три года", - поясняет руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко.
Комментарии