Конфереция

Плавное повышение цен на бензин может произойти в российских регионах уже в апреле - Олег Ашихмин

Плавное повышение цен на бензин может произойти в ряде российских регионов уже в апреле. Небольшой рост цен на топливо был зафиксирован в феврале, однако он практически остался незамеченным. Производители бензина - Московский, Ярославский и Киришский нефтеперерабатывающие заводы - повысили отпускные оптовые цены на 10-15%, а ряд розничных операторов прибавили к ценнику 10-30 копеек за литр. По прогнозам главы "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олега Ашихмина, в марте цены сильно не изменятся, но могут подскочить в апреле, на рынке Северо-Запада в первую очередь. Первой официальной причиной для этого станет приостановка деятельности Киришского нефтеперерабатывающего завода, основного поставщика топлива на рынок Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.
Завод полностью прекратит производство топлива, а значит, объем предложения снизится, и бензин подорожает. Местные трейдеры будут обращаться к более удаленным от Петербурга производителям - в Ярославле, Москве и Нижнем Новгороде, что повысит транспортные издержки и скажется в конечном итоге на стоимости топлива.
Сегодня на автозаправках Петербурга литр Аи-92 в Петербурге стоит 17,1 рублей, литр Аи-95 стоит 18,5 рубля. По мнению Олега Ашихмина, цена может вырасти на 7%. В последствии эта тенденция "перекочует" и на другие регионы России, поскольку нефтяные компании уже "морально готовы" к повышению цен повсеместно. Нужен только повод.
По мнению Олега Ашихмина, для удержания ситуации на рынке государству необходимо сконцентрировать в своих руках право регулирования цен. Этой же точки зрения, по словам эксперта, придерживается и министр экономики Герман Греф, который говорит о том, что ситуация, когда нефтяные комплексы на внутреннем рынке получают сверхприбыли - неправильная. По мнению Грефа, достаточно и того, что нефтяные компании имеют сверхприбыли на внешнем рынке.
По информации Олега Ашихмина, в ближайшем времени министр экономики намерен обсудить этот вопрос с главами нефтяных компаний. В случае, если компании не пойдут навстречу, правительство РФ может оставить за собой право регулировать цены на нефть на внутреннем рынке нерыночными методами.
Правительство тем временем уже подготовило проект регулирования цен на топливо. Причем готовился он либеральным блоком правительства, поэтому предлагаемое решение хотя и с трудом, но можно назвать рыночным: по словам Германа Грефа, уже во второй половине 2006 г. должна начаться работа биржи нефтепродуктов. "Данная биржа станет инструментом своеобразного страхования поставок топлива в пиковые периоды и должна будет решить все проблемы фьючерсных поставок топлива", - считает министр. При этом он дал понять, что сегодня примерно 50% нефтяных компаний так или иначе контролируются государством, а поэтому поддержат инициативу правительства.
По прогнозам Германа Грефа, первым крупным покупателем на бирже нефтепродуктов станет Министерство обороны РФ и другие госструктуры, затем на биржу выйдут монополисты, за которыми потянутся и частные компании.
Прогнозируя дальнейшее развитие российского топливного сектора, Олег Ашихмин считает ключевым усиление тенденции к укреплению позиций на рынке крупных компаний. Сейчас, по словам президента "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", с рынка уходят независимые топливные операторы. "Когда появляются более сильные игроки, остальные компании начинают подтягиваться. И как следствие - сервис на автозаправках может стать лучше",- считает Олег Ашихмин.
Розничные продавцы заинтересованы даже в некотором снижении цен на АЗС, ведь нынешняя дороговизна сдерживает оборот заправок: падение оборота приведет к краху и разорению. Несмотря на рост цен на нефть и ситуацию вокруг ближневосточной нефти, эксперт считает, что в ближайшие годы бензиновый дефицит России не грозит.
Комментарии