Конфереция

Сельское хозяйство не выдержит цен на топливо: государство готовится к административному регулированию

Реализация национального проекта по развитию агропромышленного комплекса может быть сорвана из-за роста цен на дизельное топливо. Такое опасение высказал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. По данным Минэкономразвития, только за первые два месяца оптовые цены на ГСМ повысились на 5-6%, что, несомненно, потянет за собой рост розничных цен. Чиновники намерены искать компромиссные решения, чтобы не допустить "бензинового бума" в этом году. Нефтяные компании, прилежно сдерживавшие цены на ГСМ в течение последних месяцев прошлого года, теперь ждут инициатив от чиновников. Однако правительство осторожно в выборе возможных мер. Оно отказалось "отвязывать" НДПИ от мировых цен на нефть, посчитав эту идею мало эффективной. Однако кабинет отстаивает идеи отказа в этом году от 11%-ной индексации акциза на бензин, а также создания бирж нефтепродуктов и ликвидации импортных пошлин на нефтеперерабатывающее оборудование. Эксперты соглашаются с этим, но при этом считают, что селу нужны меры "экстренного реагирования" - такие как установление предельных цен на топливо. Не исключено, что власти пойдут именно по этому пути - а это неизбежно приведет к повторению истории с мораторием конца 2005 г.
По данным МЭРТ, только за январь-февраль оптовые цены на дизельное топливо выросли на 5-6%. При этом рост розничных цен за тот же период составил 10% - что приближается к прогнозному показателю за весь 2006 г. Эксперты во многом объясняют всплеск цен прекращением моратория на повышение цен на ГСМ, введенного в конце прошлого года. "Мораторий, который действовал в течение последних месяцев прошлого года, оказался нежизнеспособным, - прокомментировал ведущий экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. - По большому счету нынешний рост цен на ГСМ связан с прекращением его действия. Вполне нормальная ситуация, когда после искусственного сдерживания цены растут с удвоенной силой".
Власти, которые были инициаторами "заморозки" цен на ГСМ, явно обеспокоены таким поворотом событий. Так, Алексей Гордеев предупреждает, что дальнейший рост может сорвать реализацию национального проекта по развитию АПК. "Если мы не добьемся того, чтобы рост цен на продукты сельского хозяйства соответствовал росту цен на горючее, то нацпроект окажется под угрозой", - заявил министр на совещании по вопросам развития АПК, состоявшегося в понедельник в Оренбурге. По его данным, повышение цен на дизтопливо на 20% ежегодно "вымывает" из сельского хозяйства до 20 млрд руб. При этом аграрии не довольны тем, что правительство скупится на дотации сельскому хозяйству. Компенсации, выделяемые аграрникам на приобретение топлива, по их мнению, ничтожно малы: в этом году сельские предприятии получат на эти цели только 5 млрд руб., "хотя мы просили 15 млрд", заметил Гордеев. Министр рассчитывает, что ему удастся "раскрутить" правительство еще на 5-7 млрд руб. и настоять на внесении соответствующих поправок в бюджет-2006.
Правда, и этих средств, по мнению экспертов, может не хватить. Как отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злачевский, в этом году потребуется ресурсы не только на проведение посевной яровых, но и на пересев озимых. По данным Минсельхоза, почти 30% площадей, засеянных озимыми, погибло в результате сильных январских морозов, пересеять придется 3,5-4 млн га. "Чтобы осуществить задуманное, нужны семена и солярка - в противном случае, что посеем, то и пожнем, - заявил Злачевский. - Урожай яровых значительно ниже озимых, они не компенсируют понесенных потерь. Автоматически следует ожидать, что цены на зерно в следующем сезоне будут несколько выше". По его прогнозам, цены на зерно третьего класса могут при пиковой ситуации вырасти до 6000 руб. за т, тогда как сейчас они находятся на уровне 4100 руб. Подорожание зерна повлечет за собой повышение цен на корма для животноводческих фирм, а значит, один из пунктов национального проекта - увеличение производства мяса на 7% - может быть провален. "Зерно занимает 60-70% в себестоимости кормов, - поясняет Злачевский. - Для животноводов увеличение цен на зерно является критичным".
Аграрники уповают на стабилизацию цен на топливо, особенно в период посевных работ. Сейчас все зависит от правительства, которое занимается поиском рецепта по сдерживанию цен с осени прошлого года. "Если в начале года мы не договоримся о правилах игры, то, к сожалению, можем получить рост розничной цены в дальнейшем", - отметил глава МЭРТ Герман Греф на последнем заседании кабинета. Со своей стороны МЭРТ выступает за то, чтобы дифференцировать ставки НДПИ в зависимости от условий добычи нефти. В частности, в законопроекте, который ведомство собирается внести в правительство, предлагается объявить 7-летние налоговые каникулы для нефтеразработок в Восточной Сибири. "Отвязывать" же ставку НДПИ от мировых нефтецен, что предлагали парламентарии, в МЭРТ отказываются. Там подсчитали, что в конечной цене бензина доля НДПИ не превышает 7%, поэтому выигрыш от любого снижения этого налога, по мнению разработчиков законопроекта, близок к нулю. Вместо этого правительство отказалось от первоначально запланированной индексации акциза на нефтепродукты в этом году. К тому же МЭРТ отстаивает идею создания бирж нефтепродуктов и ликвидации импортных пошлин на нефтеперерабатывающее оборудование. Кроме того, речь идет о возможности повышения штрафов за нарушение антимонопольного законодательства нефтяниками.
Нефтяные компании соглашаются с предлагаемыми властями мерами, однако признают, что их реализация не даст быстрого эффекта. "Рынок нефтепродуктов достаточно инертный, нужно время, чтобы его раскачать, - отметил представитель "ЛУКОЙЛа". - В этом году ситуация уже не изменится, все эти меры нужно было внедрять раньше. Но все равно это лучше, чем ничего". Эксперты дополнительно к инициативам чиновников предлагают меры "экстренного реагирования". "Есть потребность установить предельные уровни цен на ГСМ для села в период весенне-полевых работ, - заявил ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. - Это будет намного эффективнее, нежели прямое финансирование затрат на приобретение топлива. При нынешней схеме господдержки существует риск, что государство вовремя не перечислит деньги и им придется покупать ГСМ за свои деньги. Естественно, что это приведет к удорожанию их продукции, а значит, снизит ее конкурентоспособность на рынке".
Аграрии считают, что принятие законопроекта, ограничивающего рост цен на топливо, во многом упростит им жизнь. Более того, они хотят, чтобы власти пошли еще дальше. "Причем нужно ограничить не только темпы роста цен на ГСМ, но и тарифы естественных монополий, - полагает Злачевский. - Это во многом сэкономит энергозатраты сельхозпроизводителей". Впрочем, косвенное субсидирование негативно может сказаться на российских сельхозпроизводителях при проведении переговоров о вступлении России в ВТО. Как отметил Лисоволик, "России могут предъявить претензии, поскольку компенсационная разница будет являться нашим конкурентным преимуществом". "Закупочные цены придется ежегодно повышать и доводить их до мировых цен на топливо", - отметил он.
Впрочем, затруднения при вступлении в ВТО - далеко не единственный побочный эффект от возможного государственного регулирования цен. Как именно власти отреагируют на рост цен на ГСМ в краткосрочной перспективе, остается неясным. Информация по этому поводу пока противоречива. С одной стороны, правительство было не в восторге от недавних предложений сенаторов по контролю за ценами на нефтепродукты. В то же время в Минэкономразвития работают над неким "законопроектом об административном регулировании топливных цен" . Понятно, что, пока принятие рыночных мер по стабилизации цен на ГСМ продолжает затягиваться, у властей есть большое искушение применить традиционные административные рычаги. Увы, как показал опыт прошлогоднего моратория, эффективность этих мер ограничена. Более того, такие шаги в конце концов приводят к обратному результату.
Комментарии