Конфереция

Государство готово отменить импортные пошлины на оборудование для НПЗ

Минэкономразвития в конце февраля внесло в правительство предложение по отмене импортных пошлин на технологическое оборудование более чем по 700 позициям. В списке представлены и основные виды оборудования, необходимого для нефтеперерабатывающей промышленности. Таким образом, министерство приступило к практической реализации своей программы по стимулированию качества бензина в РФ.
Заводам нужна модернизация
Как известно, МЭРТ рассчитывало решить вопрос об отмене пошлин на оборудование к 1 января 2006 года. Однако потом объяснило задержку с внесением данного постановления в правительство тем фактом, что снижение этих пошлин необходимо было увязать с переговорным процессом по присоединению РФ к ВТО. Теперь ожидается, что в силу решение об отмене импортных пошлин вступит во второй декаде марта, сроком на 9 месяцев, т.е. фактически до конца 2006 года. Затем вопрос о пошлинах будет рассмотрен заново. По данным Минпромэнерго, российская нефтепереработка представлена сегодня 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. Однако из всех НПЗ только половина обладает оборудованием, способным увеличить глубину переработки. Остальным заводам нужна модернизация, причем основных установок. Ведь из-за низкой глубины переработки нефти (в среднем по отрасли 70%) Россия не может поставлять более ценные нефтепродукты на мировой рынок. Для сравнения: среднеевропейский уровень глубины переработки вплотную приближается к 90%.
"ЮКОС" инвестирует в нефтепереработку
Если исходить из обнародованных нефтяными компаниями сумм в модернизацию российских нефтеперерабатывающих мощностей на текущий год, то общий объем инвестиций должен составить $500-700 млн. Весьма интересен и тот факт, что почти половину от общей суммы инвестиций в отрасль вложит компания "ЮКОС". Так, "ЮКОС" собирается направить на модернизацию и обустройство своих НПЗ более $280 млн., в том числе $58 млн. - на развитие и поддержку Ангарской нефтехимической компании, которая в 2005 году переработала 8,3 млн. тонн нефти при проектных мощностях 20 млн. тонн нефти. Стоит заметить, что других заметных проектов в нефтепереработке запланировано на этот год не так уж и много. "ЛУКОЙЛ" вложит в развитие производства на Волгоградском НПЗ около $107 млн. и $5,2 млн. направит на модернизацию установки каталитического риформинга на Ухтинском НПЗ. Еще "Русснефть" направит $21 млн. в развитие Краснодарского НПЗ. Также Хабаровский НПЗ (входит в НК "Альянс") продолжит реализовывать программу модернизации производства стоимостью $250-300 млн. Помимо этого, "Роснефть" в течение ближайших трех лет хочет увеличить переработку нефти на Туапсинском НПЗ с 4 до 12 млн. тонн, а ТНК-ВР за 3-5 лет обещает выйти на производительность в 17 млн. тонн в год на Рязанском НПЗ с нынешних 14-14,5 млн. тонн.
Девятимесячное "окно" при модернизации действующих НПЗ
Желающие могут воспользоваться девятимесячным "окном", которое нефтяным компаниям собирается предоставить государство, не только при модернизации действующих НПЗ. Компании, решившиеся на возведение новых НПЗ, могут закупить часть необходимого оборудования еще не приступив к строительству. Недавно поступить подобным образом обещала "Татнефть". Компания приступила к сооружению на территории Татарстана нефтехимического комплекса, общей стоимостью $3,2 млрд., из которых примерно $1,5 млрд. составят затраты на импортное оборудование. Скорее всего, опыт "Татнефти" по закупке оборудования на перспективу может оказаться единственным. Поскольку до начала реализации других проектов по строительству НПЗ еще далеко, к тому же потенциальные инвесторы еще не приняли окончательного решения об их реализации. Так, в ноябре прошлого года "Транснефть" обратилась в правительство с предложением создать консорциум с участием российских нефтяных компаний по строительству НПЗ на Дальнем Востоке мощностью до 30 млн. тонн. А "Русснефть" с прошлого года готовит проект по строительству НПЗ (мощностью 6 млн. тонн) в Брянской области. Кроме того, готовые проекты о возведении новых НПЗ есть у руководства Калининградской и Псковской областей.
Изменение ставки акцизов в зависимости от октанового числа
Следующим шагом МЭРТ по стимулированию качества российского бензина станет изменение ставки акцизов в зависимости от октанового числа. Введение данной меры ожидается с 1 января 2007 года, когда снизится ставка акциза на бензин с октановым числом выше 80 и повыситься для топлива с октановым числом 80 и ниже. При этом предприятия нефтехимии, использующие прямогонный бензин для производства продукции, смогут воспользоваться налоговыми вычетами по уплаченным акцизам. Здесь следует добавить, что Минфин не планирует индексировать акцизы на нефтепродукты в 2007 году и предлагает перенести уплату акцизов с АЗС на НПЗ, т.е. вернуться к более простой схеме взимания акциза, действовавшей до 2003 года. Однако саму формулу перераспределения акцизов по регионам через федеральный бюджет чиновники хотят оставить без серьезных изменений. Минэкономразвития разработало целый ряд широко обсуждаемых мер не только по улучшению качества бензина, но и собственно российской нефти: дифференциация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от выработанности месторождения и отказ от его привязки к мировым ценам на нефть, семилетние льготы для новых месторождений Восточной Сибири, запуск биржи нефтепродуктов. Правда, правительство от одной из идей уже отказалось - отвязки НДПИ от мировых цен на нефть. О том воспользоваться или нет шансом, который госчиновники предоставляют перерабатывающей отрасли ТЭКа, решать, конечно же, нефтяникам. Отраслевые эксперты лишь отмечают, что это за последние годы практически единственное налоговое послабление для нефтяной отрасли. Безусловно, государство здесь преследует свои собственные интересы, но и нефтяникам, у которых степень износа НПЗ составляет 65% (данные МЭРТ), дальнейший торг о льготах и налогах не делает чести. Как ожидается, норма евро-3 для всех выпускаемых в РФ автомобилей вводится с 1 января 2008 года и соответствующие технические требования к характеристикам бензина тоже. Пока бензин стандарта евро-3 выпускает только три НПЗ и то, в небольших объемах.
Комментарии