Конфереция

Цены на бензин в Латвии достигли рекордно низкого уровня: мелкие АЗС уходят с рынка

Цены на бензин на заправках в Латвии достигли рекордно низкого за последние месяцы уровня, и терпение владельцев малых и средних АЗС иссякло. Они решили написать письмо в Совет по конкуренции с обвинениями в адрес крупных игроков рынка, которые, по их мнению, сознательно торгуют по ценам ниже себестоимости, чтобы разорить тех, кто не может себе этого позволить.
Как рассказал президент Союза торговцев и производителей топлива Евгений Кисиелс, по закону "пострадавшая" сторона сначала должна письменно обратиться к "обидчикам", а те в течение недели обязаны дать ответ. 18 февраля письмо от имени компании Viada, подписанное еще 12 торговцами топливом, ушло в Latvija Statoil и Neste Latvija. Однако, как сообщил председатель правления Viada Виктор Шкуратов, до сих пор ответа не было, и теперь последует официальное обращение в Министерство экономики и Совет по конкуренции.
По классификации, предложенной Кисиелсом, в Латвии всего 4 "монстра", которые могут позволить себе демпинговать длительное время, мирясь с убытками, ведь зачастую они торгуют в розницу по ценам ниже оптовых. Это Latvija Statoil, Neste Latvija, Lukoil и Kurzemes Diegviela.
Владелец небольшой валмиерской заправки Valdeko Леон Оргс рассказал, что в конце января и феврале находящаяся в городе заправка Statoil продавала бензин на 2,5 сантима дешевле, чем в Риге, хотя по идее должно быть дороже - транспортные расходы. Не отставала от "статойловцев" и автоматическая заправка Neste. По словам Оргса, его заправке хоть и с убытками, но пока удалось выжить лишь потому, что при ней есть мойка, магазинчик, кафе-столовая и маленькая мастерская. А вот другая небольшая АЗС Akords, что на выезде из города в сторону Смилтене, с 1 апреля меняет вывеску на Lukoil. Ведь чтобы существовать, торговец топливом должен ставить на литр топлива наценку хотя бы в 3-4 сантима. А кто будет у тебя заправляться по такой цене, когда у соседей топливо на эти же сантимы дешевле?
По словам Кисиелса, Валмиера - далеко не единственный пример закрытия малых АЗС. Например, еще недавно на въезде в Иецаву была колонка Aksioma, теперь на ее месте уже Neste. На вопрос, а какая, в сущности, разница потребителю, останется в Латвии 4 торговца топливом или их будет 30, лишь бы было дешевле, - Кисиелс ответил, что четырем будет легче договориться. Они соберутся где-нибудь на экзотических островах и согласуют единую ценовую политику. И, естественно, она будет не в пользу потребителя, уверен президент ассоциации. Сейчас обращение малых и средних торговцев в Совет по конкуренции рассматривают юристы, и вскоре оно будет отправлено адресату.
Хаим КОГАН, заместитель председателя правления LUKoil Baltija R:
- Для начала хотелось бы определиться, что такое "малые" торговцы. Ведь у той же Viada в Латвии 23 заправки, по масштабам нашей страны - немало. Что касается цен, то существует разная тактика. Открыв новый супермаркет, его владельцы первое время могут держать низкие цены, чтобы привлечь покупателя, а потом поднять их. Однако мы такими методами не действуем. И разговоры о приобретении нами маленьких колонок, в частности в Валмиере - это пока только разговоры. Конечно, мы будем расширять сеть своих заправок. Но не за счет покупки старых, а за счет строительства новых. Ведь большинство маленьких АЗС в регионах - это бывшие колхозные или армейские бензоколонки. Их часто выгоднее построить заново, чем реконструировать.
Комментарии