Конфереция

Совет федерации пытается ввести госрегулирование цен на бензин

Чтобы обуздать рост цен на нефтепродукты, который в ряде регионов за два месяца уже превысил запланированный правительством годовой максимум, сенаторы предлагают ввести госрегулирование цен на розничную реализацию нефтепродуктов. В пятницу Совет федерации принял постановление, в котором рекомендовал правительству разработать и направить в Госдуму соответствующий законопроект. Эксперты называют предложение сенаторов абсолютно нереализуемым, в чем уже могли убедиться власти Украины, пытавшиеся остановить рост цен на бензин именно таким образом.
Ввести госрегулирование цен на розничное звено реализации нефтепродуктов сенаторы предложили в пятницу на очередном заседании Совета федерации. Они обеспокоены стремительным ростом цен на топливо в ряде регионов, особенно перед самым началом посевной. Так, в Сибири в январе-феврале этого года рост оптовых цен на бензин превысил 20%, на дизтопливо - 10%. При этом запланированный правительством рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) составляет 11,4% за весь год. В прошлом году цены на бензин выросли в среднем на 16%.
Однако эксперты топливного рынка идею государственного регулирования цен на бензин называют абсолютно нежизнеспособной. "Даже обсуждать не хочу - это полный абсурд, и сенаторы сами это понимают, я был на этом заседании",- возмущается президент Московской топливной ассоциации, вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Руководитель аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин также уверен, что путь регулирования цен ошибочен и не решает поставленных задач. Наглядный пример - Украина, власти которой, также введя госрегулирование цен на топливо, уже через две недели отказались от своего решения, так как поставки топлива сразу снизились вдвое. Кроме того, предупреждает аналитик, "как только цены начинают регулироваться государством, первый товар, который начинает покупаться и продаваться,- это собственно регулятор этих цен".
"Государственное регулирование должно заключаться в создании экономических условий для стабилизации цен. Вот тут государство должно вмешиваться, и это правильно. Но оно не должно устанавливать сами цены",- отмечает Аркуша. По мнению Шеина, рыночному регулированию цен может способствовать комплекс мер, таких, как пересмотр налоговых ставок и создание биржевого рынка нефти. "Сейчас налоговая нагрузка составляет более 50% от той цены бензина, которую потребители видят на заправках",- говорит эксперт.
Правительство отказалось от идеи 'отвязать' НДПИ от мировых цен на нефть, чтобы уменьшить их влияние на внутренний рынок. Как объяснил заместитель главы МЭРТ Кирилл Андросов, министерство подсчитало, что доля налога в цене на бензин составляет всего 7%, и даже если снизить НДПИ вдвое, бензин подешевеет всего на 3-4%. Кроме того, добавил Андросов, одновременно придется перестраивать всю систему администрирования НДПИ. В то же время Минэкономразвития пообещало внести сегодня в правительство законопроект, предполагающий введение на семь лет нулевой ставки на НДПИ ('налоговые каникулы') для новых месторождений, а также пониженную ставку налога для месторождений, ресурс которых выработан на 80% и более. Минэкономразвития также предложило дифференцировать акцизы на нефтепродукты в зависимости от их качества и отменить импортные пошлины на оборудование для нефтепереработки.
Комментарии