Конфереция

В Совете Федерации обсудили проблемы контроля за качеством бензина

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям 28 февраля провела круглый стол "Обеспечение качества, ценообразования моторного топлива и создания альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации: организационные, правовые и экономические аспекты". Особое внимание было уделено оценке действующего законодательства в области обеспечения эффективного внутреннего спроса на моторные топлива и его соответствия задачам обеспечения условий для повышения его качества.
В 2004-2005 годах в России произошел резкий скачок цен на бензин и есть основания полагать, что и в наступившем году рост цен на моторное топливо и другие нефтепродукты продолжится. Участники круглого стола считают, что государству необходимо пересмотреть свою политику в отношении топливно-энергетического комплекса.
Сравнивая динамику роста цен у производителей и розничных продавцов, представитель Министерства экономического развития Александр Гладков полагает, что "эти два вида бизнеса не связаны между собой". По его мнению, розничные цены ведут себя достаточно независимо от оптовых. В структуре розничной цены значительная часть - порядка 50 % - приходится на налоговую составляющую. Это акцизы, НДС и НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых. Министерство экономического развития разработало ряд документов, позволяющих повлиять на ценообразование и качество топлива путем изменения порядка налогообложения, о чем и рассказал Александр Гладков. В частности, была предложена схема дифференцированных акцизов. Ставка акцизов должна изменяться в зависимости от качества топлива. Так, чтобы стимулировать производство топлива более высокого качества, с пониженным содержанием серы и свинца, ставка акцизов должна уменьшаться.
На встрече также отмечалось, что основная масса заводов по переработке нефти имеет сильный износ оборудования. В стране производится мало качественного бензина и дизельного топлива. В связи с этим переоборудование заводов - насущная необходимость. Одна из мер по решению данной проблемы - отмена ввозной пошлины на оборудование для нефтеперерабатывающих заводов. Для успешного решения вопросов модернизации предприятий, стабилизации их работы необходимо принятие неотложных мер государственного воздействия путем расширения прямых и косвенных регулирующих функций государства.
О качестве топлива говорил министр правительства города Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонид Бочин. По его информации, в ходе проверок качества топлива на 1/3 автозаправочных станциях города оно не соответствует требованиям экологической безопасности. Одной из причин этому Леонид Бочин считает отсутствие в субъектах Российской Федерации законодательной базы, позволяющей наказывать продавцов и производителей топлива. На сегодняшний день максимально возможные штрафные санкции составляют 200 тысяч рублей. Леонид Бочин убежден, что за продажу фальсифицированного топлива необходимо вводить уголовную ответственность.
По мнению участников встречи, возможность реализации моторного топлива, не соответствующего действующим стандартам, вызвана отсутствием комплексного контроля качества моторного топлива от завода-изготовителя до потребителя, несовершенной системой лицензирования нефтепродуктохранилищ, ведомственной разобщенностью контролирующих организаций, а также отсутствием координации деятельности федеральных и контролирующих органов и органов субъектов Российской Федерации.
Особую озабоченность участников вызвало то, что до сих пор продолжается импорт в Россию топливных добавок с большим содержанием свинца. Вместе с тем, Всемирная организация здравоохранения запретила производство и распространение такого топлива. Из числа экологически безопасных и наиболее доступных энергоисточников реальную альтернативу нефтяным топливам могут составить газомоторные топлива. Еще одна альтернатива привычному бензину - биотопливо (биоэтанол). В США на долю биотоплива приходится более 5% рынка, в странах Европейского Союза свыше 2%.
Комментарии