Конфереция

Бензин разделят на классы в зависимости от качества и исключат анонимность его происхождения на АЗС

Минэкономразвития разработал и готовит к выпуску пакет документов, направленных на стабилизацию цен на нефтепродукты внутри России и стимулирование качества бензина. Об этом сообщил заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Александр Гладков, выступая на круглом столе в Совете Федерации о качестве и ценообразовании моторного топлива. Гладков отметил, что розничные цены на бензин практически не связаны с оптовыми, и когда в конце 2005 года оптовые начали снижаться, на розничных ценах это никак не отразилось. Структура розничной цены включает солидную налоговую составляющую: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, акциз, доля которого особенно значительна.
Изменение НДПИ
В качестве одной из мер предлагается изменение НДПИ: для новых месторождений в Восточной Сибири и на шельфе ввести некий период, в течение которого НДПИ взиматься не будет, для выработанных на 80-85% месторождений ставка налога будет понижена. Это, с точки зрения, МЭРТ позволит увеличить общий объем добычи нефти и создаст достаточную для производства нефтепродуктов базу.
Законопроект о разделении бензина на классы в зависимости от качества
Следующая из пакета мер - изменение акцизов в зависимости от качества нефтепродукта. Минпромэнерго, отметил Гладков, подготовил законопроект о разделении бензина на классы в зависимости от качества (при сохранении существующей классификации в Налоговом кодексе на бензины до 80, после 80 по октановому числу и дизельный). "Это приведет к стимулированию производства бензина более высокого качества, так как мы будем снижать акцизы для тех, кто попадет в более высокий класс", - сказал он. По его словам, в третьем базовом классе ставка акциза может составить, к примеру, 3600 руб. При выполнении определенных условий, например, снижении в составе бензина серы, свинца, ароматики, производитель может перейти во второй класс с более низкой ставкой и, тем самым, получить дополнительный доход. Впрочем, законопроект находится в стадии разработки, и поэтому не внесен в правительство, уточнил чиновник.
Александр Гладков отметил, что, пытаясь удержать рост цен на бензин, МЭРТ в 2006 г. оставил ставку акциза на уровне прошлого года. Между тем, по информации начальника управления нефтяной промышленности Росэнерго Вадима Рыбина, рост акцизов с 2004 г. по 2005 г. составил 96%. Гладков сообщил, что по предложению Минфина, которое, скорее всего, будет поддержано, акциз будет снова уплачивать завод, а не розничный продавец как сегодня. Предусмотрена также такая мера для повышения прозрачности ценообразования как биржевая торговля нефтью.
Переоборудование НПЗ
По данным МВД, налоговых служб, приведенным начальником отдела Минпромэнерго Михаилом Соловьевым, объем фальсифицированного бензина на рынке достигает 30%. Одно из решений проблемы, по мнению представителя МЭРТ, - отмена ввозной таможенной пошлины на оборудование для нефтепереработки. Он подчеркнул, что средняя глубина переработки нефти по России 70%, в то время как в Европе этот показатель доходит до 95%. "Основная масса заводов имеет изношенное оборудование. Из 25 НПЗ только 11 обладают оборудованием, способным увеличивать переработку до средней степени глубины. Качественного бензина мало производится. Разделяю мнение нефтепереработчиков, что переоборудование - неотложная необходимость", - сказал он.
Анонимность происхождения бензина на АЗС
В Минпромэнерго полагают, что надо устранить анонимность происхождения бензина на автозаправках. По словам Михаила Соловьева, проблему некачественного бензина можно решать путем установления обязанности автозаправщиков информировать покупателей о происхождении бензина и контролировать его качество. По словам Вадима Рыбина из Росэнерго, рост цен на светлые нефтепродукты в 2005 году происходил на фоне увеличения поставок топлива на внутренний рынок. Основными причинами такого роста, заметил он, стали увязка НДПИ с мировой ценой на нефть, несовершенство налогового и таможенного законодательства, рост тарифов на транспорте и на электроэнергию, рост потребления моторного топлива.
Комментарии