Конфереция

Резкого повышения розничных цен на бензин не ожидается до конца марта

Цены на бензин в Петербурге продолжают расти медленно, но верно: с начала года они выросли примерно на 20-30 копеек. Резкого повышения цен в розничной сети не ожидается, по крайней мере, до конца марта. Дальнейшая ценовая политика топливных операторов будет зависеть от цен, которые установят оптовики. Как сообщил президент НП "Нефтяной клуб Петербурга" Олег Ашихмин, сейчас топливные операторы ждут того, насколько в начале месяца поднимут отпускные цены нефтеперерабатывающие заводы. Если рост составит не более 300-400 рублей за тонну топлива, то, скорее всего, значительного повышения цен не будет - операторы возьмут эту разницу на себя. Если же оптовые цены поднимутся более чем на тысячу рублей, то вполне вероятно, что цены на бензин вырастут. Как правило, розница реагирует на повышение оптовых цен через некоторое время. Рост, который наблюдается в этом году, пока незначительный - цены поднялись на 20-30 копеек с начала января.
Существует и еще один фактор, который может сдержать рост цен. Президент нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов заявлял о том, что компания и в этом году не слагает с себя обязательств по мораторию, объявленному в прошлом году. Другие крупные нефтяные компании также говорят, что предпосылок для резкого роста цен на бензин на сегодняшний момент нет. По словам Олега Ашихмина, если "Лукойл" не будет повышать цены на своих заправках, то этого не будут делать и другие - иначе они просто проиграют в конкурентной борьбе. Но в таком случае, говорит Олег Ашихмин, "Лукойл" не должен поднимать и отпускные цены на заводах, иначе он поставит топливных операторов в неравные условия. Между тем, конкуренция между продавцами бензина становится все более напряженной, и если одна компания сохранит цены на прежнем уровне, то другие вряд ли осмелятся их поднять.
Напомним, что сейчас в Петербурге 325 заправок, на долю независимых топливных операторов, которые приобретают бензин у разных нефтеперерабатывающих заводов, приходится порядка 60%. Однако в ближайшее время можно ожидать увеличения влияния крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Например, осенью "ТНК-ВР" вообще не присутствовала на рынке, в декабре выиграла на аукционе право аренды 15 земельных участков, а в январе заявила о том, что в ближайшие 5 лет построит в Петербурге и Ленобласти 60 АЗС. У "Сибнефти" в планах - 50 АЗС, компания "Лукойл" в прошлом году приобрела единым лотом право двухлетней аренды сразу тридцати земельных участков, а в планах на ближайшие 10 лет - порядка 120 АЗС.
Когда в августе-сентябре прошлого года резко взлетели оптовые, а вслед за ними и розничные цены на бензин, правительству России пришлось спешно менять угол зрения на нефтяной вопрос. До этого власти обращали внимание преимущественно на прибыль, которую высокие мировые цены на нефть приносили стране. Теперь же пришлось думать, как уменьшить давление на потребителя внутри страны. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко провел совещание с ведущими нефтяными компаниями России, после которого она приняли добровольное (по их утверждению) решение о введении моратория роста цен на бензин до конца 2005 года. На решение, несомненно, повлияло и заявление "Лукойла", который объявил о "замораживании" цен буквально на день раньше остальных. Мораторий удачно "совпал" с тенденцией, по которой осенью цены на нефтепродукты внутри страны стабилизируются.
В сентябре прошлого года, по данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в Петербурге составляли 15 рублей 80 копеек за литр, при этом бензин марки А-76 стоил 13 рублей 58 копеек за литр, Аи-92 - 16 рублей 98 копеек за литр, Аи-95 - 18 рублей 11 копеек за литр. По данным на 13 февраля, средние цены на бензин составляли 15 рублей 92 копейки, стоимость 76-го бензина составляла 13 рублей 66 копеек, Аи-92 - 17 рублей 1 копейку за литр, а Аи-95 - 18 рублей 20 копеек за литр. (На АЗС разных компаний цены отличаются).
По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2005-ый год цены на бензин в России выросли на 15,8%. Избежать роста цен и в этом году вряд ли удастся. Значительные темпы инфляции, которая с начала года составила уже 2,9% (а это треть годового плана), в правительстве РФ связывают, в том числе, с ростом цен на бензин. Однако цены на бензин растут все же медленнее инфляции. Министр экономического развития Герман Греф, выступая на правительственном часе в Госдуме, заявил, что "нужно срочно возобновить работу с нефтяными компаниями с тем, чтобы в 2006 году получить умеренную динамику роста цен на нефтепродукты". При этом он подчеркнул, что у правительства нет реальных полномочий для введения моратория.
Еще в сентябре рассматривалось несколько способов, которые должны были способствовать уменьшению напряжения в отрасли и стабилизации рынка в целом. По словам Олега Ашихмина, обозначенное среди прочих возможное повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не может быть решением проблемы. Наиболее же эффективным будет введение дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых - этот вопрос сейчас активно обсуждается на высшем уровне. И чем раньше изменения в налогообложении будут разработаны правительством и приняты Государственной Думой, тем более вероятной будет стабилизация на топливном рынке России.
Комментарии