Герман Греф дискутирует с Владимиром Путиным о добыче нефти

Прогноз темпов роста добычи нефти в России в этом году неуклонно меняется в сторону понижения. Эта тема в минувшую пятницу стала предметом спора между президентом Владимиром Путиным, придерживающимся оптимистических оценок, и министром экономического развития Германом Грефом, настроенным осторожнее. Как заявил министр, прирост производства в нефтяной отрасли по итогам года составит "в лучшем случае" 2%. "В этом году из-за морозов (когда некоторые компании практически остановили добычу в нескольких регионах) мы потеряем несколько миллионов тонн добычи", - уверенно доложил он. Однако Владимир Путин удивленно возразил: "Не потеряем. Они нагонят в течение года". Греф попытался указать, что это только мечты: "Будем надеяться, если вторая половина года будет более интенсивной". "Такой морозной она точно не будет", - второй раз указал президент министру на возможные, по его мнению, ошибки в расчетах главы МЭРТ. "Пока морозы сказались не самым лучшим образом", - стоял на своем Греф. "Сами нефтяники считают, что они наверстают потери, связанные с низкими температурами", - не выдержал Владимир Путин. "Это возможно, но пока наши специалисты более пессимистично настроены", - ответил на это министр и затем продолжил свой доклад, замяв тем самым неприятную дискуссию.
В прошлом году добыча нефти в России, включая газовый конденсат, составила 470 млн тонн, увеличившись лишь на 2,2% относительно данных 2004 года. Новый год также начался для нефтяников весьма неудачно. Хотя в январе в стране было добыто 39,89 млн тонн, что превышает аналогичный показатель 2005 года на 2%, по сравнению с декабрем среднесуточное производство уменьшилось на 2,3%. При этом в январе 2005 года по отношению к декабрю 2004-го снижение было всего 0,5%.
Рост добычи нефти для государства - это не только доходы бюджета. Цены на нефть на мировых рынках остаются высокими из-за опасения перебоев с поставками, в том числе из-за напряженности на Ближнем Востоке. В такой ситуации страны-импортеры пристально следят за ситуацией в нефтедобыче, особенно в странах, не входящих в ОПЕК, к которым относится и Россия. А на недавней встрече с министрами финансов стран "восьмерки" в Кремле Владимир Путин как раз обсуждал вопросы мировой энергетической безопасности.
Пока же прогноз роста добычи только снижается. К примеру, Минпромэнерго еще месяц назад предполагало, что производство нефти в России в этом году может увеличиться на 3% - до 484 млн тонн. При этом минимальный прирост добычи по самому пессимистичному сценарию министерства составлял 1,9%. Но глава "Росэнерго" Сергей Оганесян уверен, что двухпроцентный рост - это максимум, которого можно ожидать от российских нефтяников в ближайшие несколько лет. "Порядка 1-2% (роста добычи в год) мы продержим еще два-три года, - полагает он. - Если не вкладывать ничего, то падение добычи нефти составит 40 млн тонн в год. Если мы хотим выйти на уровень 520-550 млн тонн в год, нужны совсем другие объемы инвестиций". Впрочем, он оговорился, что "если будут приняты необходимые меры, то по Восточной Сибири, по Якутии будет увеличение - начнется уже рост" (более значительный, чем 1-2% в год).
Нефтяные компании понимают, чего ждет от них государство. "Мы должны постоянно увеличивать добычу, чтобы увеличивать прибыль и налоговые платежи, которые позволят государству вкладывать средства в нацпроекты", - отмечал на прошлой неделе президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. В других компаниях также не теряют надежды восполнить упущенный в январе объем. Представитель ТНК-ВР заявил, что потери были "незначительные", так что компания "постарается" компенсировать их. В ЛУКОЙЛе тоже отмечают, что снижение добычи было "ничтожным". Из общего ряда выбивается только "Сибнефть". По прогнозам руководства компании, ее добыча без учета доли в "Славнефти" в этом году снизится на 1 млн тонн в год.
Комментарии