Конфереция

Интервью с гендиректором ООО "Шелл АЗС" Андреем Арзамасцевым. Продолжение

Интервью с генеральным директором ООО "Шелл АЗС" Андреем Арзамасцевым. Продолжение. Начало читайте на www.au92.ru в "Теме дня" от 14 февраля
- Если город выставит на торги большой лот - 15-20-25 участков, будете ли Вы принимать участие в таких торгах?
- Да, будем. Но, честно говоря, по предыдущему опыту торгов по таким большим лотам, мы бы хотели, чтобы они продавались отдельными участками. Во-первых, это выгоднее для города, во-вторых, в этом случае не существует никаких дополнительных обременений и условий, и торги действительно можно считать равноправными, открытыми и рыночными. Потому что, если при организации торгов выдвигаются условия, которые априори может выполнить только один из претендентов, то говорить об открытости не приходится. Мы бы хотели, чтобы лоты были поменьше, чтобы все могли участвовать, чтобы был рынок. Но если будет выставлено двадцать участков одним лотом - что ж, если они нам понравятся - мы примем участие и в таких торгах. Мы ищем участки, и представляем городу наши пожелания. Причем, делаем это не только мы.
- Возможно ли, что руководители крупных топливных компаний, работающих в России на розничном рынке, соберутся и договорятся о том, что на федеральном уровне будут лоббировать внесение изменений в нормативы по строительству АЗС, действующие сегодня?
- Во-первых, если собираться вдвоем или втроем - то могут возникнуть вопросы у антимонопольных органов. И потом, пока город выставляет на торги по 75 участков лотами по 15-20 штук - значит, места еще есть. Может быть, они и будут искать возможности, в связи с новым строительством, но, на мой взгляд, на сегодняшний день нереально думать о каком-то смягчении законодательства. Мало того, ряд игроков топливного рынка лоббируют мысль о том, что на сегодняшний день АЗС в Петербурге вполне достаточно, и нет особой необходимости увеличивать их число. Такое мнение существует, в частности, относительно центра города. Но, например, я, являясь жителем центра города, по своему опыту могу сказать, что случаются ситуации (с учетом пробок, перекрытых улиц и т.д.), когда одной-двух АЗС в центре явно недостаточно. Во-вторых, просто хотелось бы иметь какой-то выбор - тебе может не нравиться обслуживание, не нравится, как ведет себя автомобиль после заправки. Хорошо, когда есть альтернативный вариант. Так что в целом, я сегодня не вижу перспектив для изменения законодательства, хотя уверен, что в будущем мы пойдем по этому пути. Потому что люди, живущие в городе, должны иметь все необходимое именно в городе, а не за городом. Например, в Москве все более сложно, это более закрытый город для строительства АЗС. Там есть указ, который не разрешает больше строить АЗС. Мы не ратуем за то, что бы нарушать городские архитектурные ансамбли или как-то ухудшать экологию города, но у нас сегодня есть современные безопасные технологии, которые мы можем применить в случае необходимости.
- В рамках стратегии открытости Вы проводите тендеры на строительство своих АЗС?
- Открытые тендеры по отбору подрядчиков для строительства новых АЗС мы проводим давно. Но в электронном виде мы их сами провели впервые. Планируем проводить их и дальше. Конечно, то, что они проводятся в электронном виде - это, в некоторой степени, дань моде, но это удобно.
- В чем выражаются корпоративные стандарты компании Shell в части дизайна АЗС?
- Поскольку компания большая, есть множество различных участков, на которых размещены наши АЗС, а следовательно - достаточное разнообразие и в плане стандартов. Если существует спрос, то мы делаем и большие магазины, и автомойку пристраиваем, если позволяет участок. Shell является коммерческой компанией, и, естественно, ориентирована на получение прибыли. Если наши расчеты показывают, что строительство магазина здесь не будет окупаться - мы не будем его строить.
- А мойки?
- Я слышал о распоряжении КГА (распоряжение ?1425 предписывает при согласовании проектной документации по объектам хранения и обслуживания автомобильного транспорта включать в планы строительства объекта автомобильные мойки - прим. Au92), но для их строительства должны быть участки необходимого размера. Три наших первых АЗС были построены с мойками, а последующие - без моек, исходя из размеров участков и экономической целесообразности. А вот строительство туалетов для людей с ограниченными возможностями является для нас обязательным. На тех станциях, которые мы строим сами, мы обязательно делаем туалеты, рассчитанные специально для них. Те станции, которые мы покупаем, и которые не имеют таких удобств, мы дополнительно оборудуем.
- Как Вы готовите сотрудников АЗС?
- У нас есть внутренние программы тренингов, которые включают в себя профессиональные и корпоративные тренинги, и тренинги, необходимые по безопасности. У нас высочайшие стандарты безопасности. Существует оценка работы руководителя подразделения. Помимо финансовых показателей, каждый руководитель своего направления работает по обеспечению безопасности своих подчиненных. Мы стараемся, чтобы наша работа не наносила ущерба ни людям, ни нашим клиентам, ни окружающей среде. Существует стандарт HSSE (health, society, security, environment) (здоровье, общество, безопасность, окружающая среда). Дело в том, что существуют разные риски для разных категорий работников и для разных видов бизнеса. Это отдельная тема для беседы. Компания заботится о безопасности - это один из показателей бизнеса.
- Чем конкретно занимается сотрудник АЗС?
- В принципе, наши сотрудники делают всю работу. У нас нет разделения на уборщиков, мерчандайзеров (продавцов). Есть разделение на кассиров, и тех, кто работает у колонок. Если люди работают в сервисе, то мы стараемся, чтобы обслуживание было на высоком уровне. В первую очередь, это одинаковое отношение ко всем, вежливость, предложение всех услуг, неназойливость, и, конечно же, честность.
- Вы как-то контролируете эти моменты?
- Контролируем. Как с помощью внутренних, так и с помощью сторонних организаций, которые производят у нас скрытые проверки. Стараемся быть лучшими по обслуживанию, чтобы каждый клиент, попавший на нашу АЗС, уехал оттуда довольный.
- Как Вы относитесь к приходу на рынок Петербурга конкурентов, таких как ТНК-BP, Сибнефти?
- Мы рады приходу конкурентов и конкуренции не боимся. Побеждать должны лучшие. Если клиент из всех рядом стоящих АЗС выбирает одну - значит конкуренция идет по всем параметрам. Сложно конкурировать, когда у тебя АЗС во дворе, куда заезд затруднен. А если существуют равные условия для всех - я считаю, что это интересная работа. Мы приветствуем конкуренцию, как нормальное рыночное явление.
- "Шелл-АЗС" входит в Нефтяной клуб?
- На сегодняшний день мы скорее можем считаться "вольнослушателями". Официально в его состав мы не входим.
- Как Вы видите судьбы независимых топливных операторов?
- Если рассматривать общемировые тенденции, то, скорее всего, они уйдут с рынка. Они продадут свой бизнес большой сети. Большой сетью можно более эффективно управлять. Это общая тенденция не только в бензиновом бизнесе: это и цепочки супермаркетов, и авиакомпании, производственные компании, дистрибьюторские компании. Чтобы быть эффективным, нужно иметь определенный объем.
- А если Вам последует предложение приобрести сеть?
- Если такое предложение поступит, мы его рассмотрим. И если договоримся о цене, и нас устроит расположение АЗС, то приобретем их. Нами рассматриваются разные варианты приобретения сетей независимых операторов. Хотя, на сегодняшний момент, повальной продажи сетей АЗС нет. Продают те операторы, у которых либо сеть не эффективная, либо какие-то другие проблемы возникли. Я считаю, что на сегодняшний момент раздела рынка нет. Сегодня еще есть свободные места, где-то 25% рынка. Но маленькие операторы будут постепенно уходить.
Комментарии