Конфереция

Техрегламенты запретят АЗС торговать некачественным бензином

Существующая система контроля качества продукции, реализуемой в стране, позволяет АЗС отпускать бензин с повышенным содержанием свинца, размещать токсичные игрушки на прилавках наших магазинов. Чиновники уверены, что если бы закон был бы строгим, его бы никто не выполнял. Видимо, теперь осталось ждать недолго, когда жесткие нормы наконец вступят в силу. Федеральный закон "О техническом регулировании" был принят в декабре 2002 года. В соответствии с ним всевозможные ГОСТы, ОСТы и СНиП должны уйти в прошлое - их сменят специальные технические регламенты, имеющие статус федеральных законов.
Данные нормативные документы будут регулировать нормы безопасности, касающиеся широкого перечня объектов: начиная от продуктов питания, заканчивая токсичными веществами и сельскохозяйственной техникой. Причем технические регламенты будут касаться полного жизненного цикла объекта, начиная от норм производства (включая как качество самого товара, так и качество побочных выбросов, возникающих при его создании) и заканчивая транспортировкой и утилизацией продукции.
Следует отметить, что при такой схеме регулирования происходит разделение ответственности между бизнесом и государством. Государство больше не обязано заботиться о предоставлении на прилавки магазинов продукции высокого качества, теперь это дело рук рыночных механизмов. В сферу ответственности государственных институтов теперь входит только вопрос о безопасности выпускаемой продукции для жизни и деятельности человека, именно это и должно быть прописано в технических регламентах. О прекрасных качествах потребляемого товара, то есть о его эффективности с точки зрения тех целей, ради которых он выпускался, покупатель должен заботиться нынче сам, голосуя за это своими деньгами. Необходимость пересмотра предыдущей системы регулирования возникла в свете предстоящего вступления России в ВТО.
Федеральный закон "О техническом регулировании" должен помочь сделать процесс контроля за процессом производства и потребления продукции более прозрачным для западных партнеров и привести различные нормы безопасности к международным стандартам. Следует отметить, что на перестройку системы регулирования было выделено всего 7 лет. Этот процесс, судя по всему, идет далеко не так гладко, как хотелось бы.
"Положа руку на сердце, я говорю, что закон "О техническом регулировании" за прошедшие три года принес негатива несравненно больше, чем пользы", - заявил в среду на заседании коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по итогам 2005 года заместитель председателя Комиссии по техническому регулированию Госдумы Мартин Шаккум.
"Закон "О техническом регулировании", по сути, совершенно правильный - он призван позаботиться о здоровье наших граждан, но дьявол таится в деталях", - подчеркивает Мартин Шаккум. В то время как исполнение всевозможных ГОСТов, ОСТов и СНиП в полном объеме перестало быть обязательным еще в 2003 году, до сих пор ни одного технического регламента так и не было принято, напомнил он.
Теоретически обязательному исполнению пока подлежат старые нормы, касающиеся вопросов безопасности жизни и деятельности человека, а также запрет обманывать потребителя. Однако в старых нормах не было прописано, какая из них заботится об отсутствии вреда жизни потребителя, а какая - о высоком качестве этой жизни.
В итоге зачастую юридически непонятно, имеет ли та или иная старая норма отношение к вопросам жизни и смерти или же относится к высокому качеству жизни человека, отмечает Шаккум. Правительство, в свою очередь, так и не удосужилось дать перечень обязательных к исполнению старых норм. Результаты подобных недоработок хорошо иллюстрирует доклад руководителя Межрегионального территориального управления (МТУ) Северо-западного административного округа столицы Светланы Соловьевой о результатах проверок, проведенных в округе в прошлом году. В частности, продаваемое на АЗС топливо зачастую не соответствует необходимым нормам безопасности жизни и деятельности человека по ряду показателей, в том числе по содержанию свинца. Кроме того, под видом дорогого высокооктанового бензина зачастую продается моторное топливо с низким октановым числом. Также зафиксированы случаи, когда АЗС в морозы продавали летнюю солярку, не предназначенную для работы при низких температурах.
По мнению Светланы Соловьевой, для изменения сложившейся ситуации необходимо как можно скорее внести поправки в законодательство. В частности, нужно значительно увеличить штрафы, взимаемые за подобные нарушения. В настоящий момент они составляют 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для физлиц и 50 МРОТ для юрлиц (сейчас 1 МРОТ составляет 800 рублей). "Этого явно недостаточно", - восклицает она. Нарушители спокойно платят штраф и продолжают работать по той же схеме, что и раньше, отметила Светлана Соловьева.
Однако руководитель Департамента по техническому регулированию Минпромэнерго Мария Глазатова, напротив, считает, "что это, наверное, хорошо, что за 3 года не был принят ни один технический регламент". По ее словам, в противном случае любой технический регламент, скорее всего, был бы "слишком радикальным", поэтому вряд ли мог эффективно работать. В настоящий момент ведомствам, принимающим участие в их разработке, уже удалось найти консенсус и "сгладить острые углы", пояснила она. Теперь же, по мнению Марии Глазатовой, потока технических регламентов необходимо ожидать в самое ближайшее время, и к этому необходимо быть готовым, подчеркнула она.
Комментарии