Конфереция

Претензии к топливным операторам Петербурга относительно недолива бензина на АЗС. Интервью с президентом Нефтяного Клуба Олегом Ашихминым

Малейшие изменения на топливном рынке Петербурга моментально становятся известны всем автомобилистам города - затраты любого транспортного предприятия на бензин составляют примерно 30%, а у любого петербуржца, имеющего автомобиль, уходит на эти цели около 10% средств. Может быть, поэтому так и волнуют горожан ситуация на мировом рынке нефти, купли-продажи местных компаний, качество и количество наливаемого в бак автомобиля топлива. Поэтому ничего удивительного не оказалось в том, что слова городского градоначальника Валентины Матвиенко относительно претензий к местным компаниям относительно недолива бензина на АЗС, были моментально подхвачены и озвучены в СМИ. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию профессионала топливного рынка, президента Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина.
-Олег Борисович, как Вы прокомментируете слова Валентины Ивановны?
Я бы не стал уделять столь сильное значение тому, что сказала губернатор. Почему? Да потому что сами операторы уже не первый год говорят губернатору о том, что есть проблемы и с качеством, и с количеством. И Валентина Ивановна отмечала проблемы в этой отрасли и раньше. Вспомните ситуацию с акцизами, сразу после прихода Матвиенко на пост губернатора. Вспомните совещания по качеству нефтепродуктов, поступающих в город, которое закончилось разносом всех чиновников, несущих ответственность в этой сфере, и приказом менее чем за 2 месяца разработать программу контроля качества. Программы никто не увидел до сих пор. И вспомните как раньше распределялись земельные участки под АЗС. Вместо 80-100 тысяч долларов бюджет теперь получает больше 1 миллиона долларов за участок. И все эти вопросы были инициированы ведущими топливными операторами Петербурга, объединенными в Нефтяной клуб. Часть из них была реализована, в том числе и усилиями городского правительства. Поэтому взаимодействие в этой области есть. Другое дело, что часть идей, инициированных топливными операторами и поддержанных губернатором, так и остались нерешенными. Прежде всего из-за чиновников мелкого и среднего звена, которым явно невыгодно было решать эти вопросы. Поэтому губернатор, в очередной раз, констатировала, что проблемы на топливном рынке есть. Они действительно есть и мы готовы их совместно с городом решать. Но совместно, а не путем борьбы на страницах газет.
-Почему же тогда столь широкое освещение получило именно сообщение о недоливах?
На мой взгляд, проблема не в недоливах в данном случае. Если бы СМИ уделяли этим проблемам должное внимание, мы давно бы уже их решили. Проблема в том, что одно издание решило поднять свой рейтинг, 'правильно' обставив слова столь весомой фигуры как губернатор города на столь информационно раскрученном топливном рынке. То есть, искусственно создать информационную войну между топливными операторами и губернатором города, освещая эту войну на своих страницах. Все, кто соприкасался со СМИ знают, что основной рейтинг СМИ делают на скандалах. Мне известно, что руководство этой газеты делает основную ставку на скандалы для повышения рейтинга, несмотря на то, что освещает деловую жизнь города, в которой все же больше позитивных вещей. Просто газета решила стать федеральной, для этого ей понадобился рейтинг, а соответственно скандалы. То есть она решила слегка пожелтеть.
Это очень хорошо видно. Передо мной эти два номера газеты и я Вам процитирую всего несколько предложений. Цитата губернатора - "Есть претензии к местным топливным операторам, что они недоливают бензин автомобилистам на заправках". Она даже, выдержав эффектную паузу, подчеркнула: "Есть конкретные факты!". И далее. Уже выводы самой газеты: 'Необходимо особо подчеркнуть: в своем выступлении она не случайно сделала оговорку, что имеет в виду только местных операторов. То есть либо ПТК, либо "Фаэтон", либо "Киришиавтосервис"'.
Для издания такого уровня неплохо бы было знать, что в Петербурге действует 26 розничных операторов, и только 2 из них работают на рынке меньше 7 лет. Соответственно 24 можно смело отнести к местным операторам. Почему издание сделало акцент именно на 3 этих оператора догадаться несложно. Именно эти три компании являются наиболее информационно активными, а следовательно, именно от них наиболее вероятно получить продолжение информационной войны. То есть, по сути, издание попыталось стравить топливников с губернатором.
-По нашей информации, некоторые из названных компаний готовили петицию Валентине Ивановне?
Да это так. Но разобрались в ситуации и решили не делать рейтинг этой газете. Кстати, мне известно, что сами журналисты этой газеты обзванивали руководителей упомянутых ими самими компаний с вопросом: 'Как Вы будете реагировать на слова губернатора? Будете ли писать ей открытое письмо?'. И когда получили ответ на то, что претензий к губернатору нет, зато есть претензии к самому изданию, поспешили опубликовать еще один материал под заголовком: 'Заправки хотят мира', где отметили вялую реакцию на событие операторов. Один из разговоров случайно проходил в моем присутствии. И я вас уверяю что то, о чем пишет издание 'Общий смысл комментариев сводился к одному: "Это не мы, мы ничего не знаем, у нас все хорошо"', по крайней мере не соответствует действительности. Руководитель компании как раз и говорил о том, что мы не будем реагировать на слова губернатора города, потому что она то сказала все правильно. На топливном рынке есть проблемы и качеством, и с количеством, и с акцизами и т.д. Но губернатор не обвиняла именно эти компании, это сделали Вы. Поэтому мы имеем претензии к Вам. А губернатор действительно владеет ситуацией на рынке и мы ей всегда готовы помочь в любом вопросе.
-Почему же Вы все-таки решили, что это деловое издание Петербурга решило провести такую пиар-кампанию?
Я позволю себе зачитать еще один абзац, из которого все станет понятно', после чего выброшу его в мусорное ведро. 'На самом деле губернаторский выпад грамотный пиарщик сумел бы использовать в свою сторону. История конкурентной борьбы такие примеры знает. Привлечение внимания к фирме да еще первым лицом города - это ж радость-то какая, не каждый день случается'.
-Оставим издание в покое. Как лично Вы относитесь в проблеме недоливов. Они есть?
Это как проблема с качеством. Плохое качество топлива есть, но законы позволяют его продавать. И мы пытаемся с городом решить эту проблему с 1998 года. Так и с недоливами. У меня работает отдел по приему жалоб от автомобилистов, такие же отделы работают в различных государственных и общественных организациях по защите прав потребителей, в госструктурах, занимающихся контролем работы АЗС, организованы горячие линии у самих топливных операторов. Мы естественно обмениваемся информацией по этому поводу. Могу привести пример личной статистики - на недоливы у меня не было ни одной жалобы за весь прошлый год. По качеству - много, а по количеству - нет. Когда мы по этому поводу обмениваемся информацией с топливными операторами, они говорят, что некоторые водители, как правило, транспортных компаний обращаются с подобными жалобами. Но после ее детальной проверки в 80 % случаев выясняется и подтверждается, что водитель хотел перед своим предприятием переложить вину за истраченное 'налево' топливо на топливного оператора. Недаром у нас существует вторичный рынок талонов, с которым борются операторы. Может проблема в этом?
-То есть Вы хотите сказать, что на АЗС недоливов нет?
Я хочу сказать, что проблема не настолько глобальна и может иметь несколько направлений. Что это значит: как я уже сказал, о недоливах, например, выгодно говорить водителям транспортных предприятий, в том числе и государственных, которые таким образом имеют оправдание за излишне потраченное топливо. Я не оправдываю топливных операторов. Есть компании, системно работающие с некачественным топливом, например. Есть, кто зарабатывает на недоливах. Но есть и объективные трудности. Как, например, компенсировать естественную убыль топлива, поступающего по железной дороге. В нормативных документах сказано, что она может допускать 'плюс-минус'. А на практике - всегда 'минус'. А есть еще завод, хранение, бензовоз, сама АЗС. Поэтому мы готовы к диалогу, и поверьте, самим топливным операторам выгодно решать эти проблемы.
Комментарии