Конфереция

Европа приступает к освоению новых видов горючего на базе растительного сырья

Комиссия Европейского союза приняла и разослала странам-участницам директиву, предписывающую приступить к освоению новых видов горючего на базе растительного сырья. Такие виды горючего получают путем соответствующей переработки рапса, а также свеклы, пшеницы, подсолнухов и т.д. В итоге производятся биоэтанол, или этиловый спирт, и растительные масла, которые используются либо в чистом виде в двигателях внутреннего сгорания, либо добавляются в бензин.
В директиве разъясняется цель нововведения. Во-первых, уменьшить загрязнение окружающей среды вредными веществами, которые выбрасываются в атмосферу при сжигании нефтепродуктов. Во-вторых, снизить зависимость Европы от импорта нефти. В-третьих, освоение новых видов энергоносителей даст Европе возможность не быть застигнутой врасплох, когда иссякнут мировые запасы нефти. Это может произойти, как здесь считают, через 40-50 лет, если учитывать разведанные нефтяные залежи и постоянно возрастающий объем потребления нефтепродуктов в мире.
В специальном коммюнике брюссельской Комиссии ЕС по поводу новой директивы отмечается, что запланированный на 2005 год переход Европы на биогорючее в пропорции 2 процентов от общего потребления энергоносителй выполнить не удалось. Тем не менее выдвигается новый ориентир: к 2010 году биогорючее должно составлять 5,75 процента от используемого объема энергоносителей.
По мнению комиссара по вопросам сельского хозяйства Марианны Фишер Боэль, эта новая мера, с одной стороны, будет способствовать энергетической независимости объединенной Европы, с другой - европейские фермеры получат хороший стимул для расширения плантаций соответствующих культур для производства биологического горючего.
Специалисты высказали скептические суждения по этому поводу. В принципе "зеленая альтернатива", безусловно, отвечает требованиям времени. Но желаемое и реальность - понятия не однозначные. "Ездить на фруктово-овощном соке вместо бензина - это, знаете ли, где-то из области фантазии", - заметил экономист брюссельского научно-исследовательского энергетического института Ив Крустезе. В самом деле - где взять столько растительного сырья, чтобы заменить бензин - керосин - дизельное топливо на экологически чистые виды горючего? Подсчитано, что если Франция перейдет на самообеспечение таким видом горючего, то плантации требуемых для этого сельскохозяйственных культур должны будут занять 120 процентов ее территории.
Вторая проблема, о которую спотыкаются начинания на этот счет, - высокая стоимость удовольствия ездить на растительном горючем. Сегодня литр такого горючего вдвое дороже бензина. Так что едва ли найдутся желающие добровольно заправлять свои автомобили столь дорогим продуктом из сои и сахарного тростника.
Впрочем, выход, конечно, может быть найден, если Комиссия ЕС выпустит еще одну директиву о государственных субсидиях для стимулирования производства новых видов горючего и о снижении на него налогов, чтобы по цене такое горючие встало на один уровень с бензином и дизельным топливом. Над этим сейчас усиленно работают в европейских столицах заинтересованные лица и организации.
Комментарии