Конфереция

Оптовые цены на бензин с начала 2006 года выросли на 14%. Но дорогое топливо высоким качеством не отличается

Совет Федерации приступил к разработке законопроекта, который позволит контролировать качество бензина. Подробности пока не раскрываются, но стало известно, что сенаторы планируют ужесточить ответственность за производство и продажу некачественного топлива. Кроме этого, будут введены технические регламенты альтернативных видов топлива, а также более прозрачные правила ценообразования. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, сенаторы подобный законопроект протащить все равно не смогут. "С 1 июля 2003 года действует закон о техническом регулировании, а в нем прописано, что качество не является предметом надзора со стороны государства", - объяснил он. Сергиенко напомнил, что при капитализме качество регулирует рынок, а государство лишь присматривает. "Оно следит, чтобы выпускаемая продукция не угрожала жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающей среде. Остальное - личное дело потребителя. Не нравится товар - покупай у конкурента", - подытожил он.
Автолюбители между тем уже давно тоскуют по отмененным порядкам: на топливо выдавали сертификат соответствия и паспорт. Висели они в "красном углу" любой АЗС. Теперь же отловить мошенника стало практически невозможно, потому что в нормативном акте нет ни слова о параметрах качества. По мнению независимых специалистов, новые сенаторские инициативы положения не исправят. Тимур Хайруллин, аналитик ИК "Финам" по нефти и газу, считает, что нужны не столько новые законы, сколько миллиардные инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и неусыпный контроль за нефтяными базами, которые часто грешат смешиванием различных сортов топлива.
Напомним, что еще в 1999 году законодательная власть делала попытки стабилизировать качество путем введения более прозрачных механизмов ценообразования. Однако под давлением "бензинового лобби" закон был спущен на тормозах. Суть его заключалась в создании внутрироссийской биржи, по которой бы государственные органы определяли реальную цену на топливо. И если биржевая цена отличается от реальной на 20%, значит, предприниматель либо экономит на качестве, либо недоплачивает налоги в бюджет. В любом случае визит проверяющего инспектора становится неизбежен.
Проблема качества топлива, по мнению участников рынка, во многом обусловлена еще и слишком большой разницей в стоимости "дешевого" и "дорогого" бензина. Плюс ко всему с начала этого года на 14% выросли оптовые цены на топливо. Как и следовало ожидать, следом "поплыла" розница - бензин стал каждую неделю дорожать на несколько копеек. В этих условиях глава Минэкономразвития Герман Греф призвал всех сохранять спокойствие, пообещав, что розничная цена за 1 литр бензина не превысит 30 руб.
Эксперты считают, что это обещание вполне выполнимо. По словам экспертов, рост цен на бензин будет ограниченным. "Нефтяные компании на повышение розницы идут с неохотой, опасаясь привлечь внимание государства", - говорят они. Еще помнится прошлогодняя "добровольная" заморозка цен на топливо. Согласен с этой точкой зрения и Григорий Сергиенко: "По рознице в Москве достаточный запас прочности, поэтому бурного скачка не предвидится". Специалист сообщил, что в конце прошлого и в начале этого года из-за снижения мировых цен на нефть упали и внутренние оптово-закупочные цены на бензин. Розница же продолжала держаться на одном уровне и в результате оказалась в выигрышном положении. "Теперь опт будет наверстывать упущенное, а розница питаться накопленным жирком", - заключил Сергиенко.
Комментарии