Конфереция

Совет Федерации готовит свой законопроект о контроле качества бензина

Совет Федерации готовит проект закона, призванного регламентировать контроль за качеством моторного топлива. Законопроект предусматривает ужесточение ответственности за производство и продажу некачественного топлива, принятие технических регламентов относительно альтернативных видов топлива, сообщает RBC daily. Также данный законопроект предлагает некие меры, которые позволят установить более прозрачные правила ценообразования на бензин. Участники рынка неоднозначно оценивают эту инициативу.
Напомним, сейчас в Правительстве РФ находится на рассмотрении другой законопроект, который направлен на решение проблемы качества топлива - технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам".
"В настоящее время совершенно необходимо отрегулировать вопросы качества топлива, использования альтернативного топлива, а также перекрыть возможности для необоснованного повышения цен, - сказал представитель правительства Москвы в Совете Федерации Олег Толкачев. - Причем я не имею в виду какое-либо физическое ограничение роста стоимости бензина. Речь идет о том, что необходимо сделать процесс ценообразования более прозрачным". Вопросом качества продаваемого в России бензина Толкачев занимается довольно давно. Раньше он предлагал маркировать бензин, теперь полагает, что необходимы какие-то другие меры. "Ситуация с качеством моторного топлива в России ужасающа, некоторые автоконцерны на основании этого даже отказываются поставлять свою продукцию в страну, - говорит он. - Наша задача - сделать так, чтобы производить качественный бензин стало выгодно". Другие подробности относительно готовящегося законопроекта Толкачев отказался сообщить, сославшись на то, что документ находится в стадии обсуждения и его еще почти никто не видел.
Технический регламент о требованиях к бензину
Некоторые участники рынка считают, что Совет Федерации несколько опоздал со своей инициативой. "Не видя текста документа в глаза, нельзя сказать наверняка, но мне кажется, что его разработчики немного опоздали, - сказал президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. - В настоящее время проходит процедура согласования технического регламента по требованиям к бензину, дизельному топливу и т. д. В нем поднимаются все эти вопросы. Как только регламент будет принят, все другие документы потеряют силу. В соответствии с техрегламентом АЗС получат право торговать топливом любого качества, скажем, даже 66-м. Но они будут обязаны вывесить на всеобщее обозрение копии документов, описывающих свойства каждой партии топлива, указывающих, где она была произведена, - всего восемь документов. Тем самым потребитель не будет вводиться в заблуждение и станет сам решать, нужен ему такой бензин или нет. Проверку соблюдения техрегламента будут осуществлять те группы, которые сейчас ведут борьбу за право делать это".
"Бодяжить" невыгодно
Проблема с качеством бензина сейчас, по мнению участников рынка, во многом обусловлена слишком большой разницей в стоимости "дешевого" и "дорогого" бензина. "Кроме того, сейчас соотношение цен между 80-м и 95-м бензинами таково, что увеличивать октановое число топлива, а затем продавать его под видом 92-го или 95-го, добавляя в него присадки, остается выгодно", - сказал вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин. Участники рынка полагают, что разрыв в ценах должен быть меньше, что сделает невыгодным повышение октанового числа путем добавления присадок. Добиться же этого можно, установив величину акциза обратно пропорционально качеству бензина. "Величина акциза на бензин должна находиться в обратной зависимости от его качества - чем выше октановое число, тем меньше акциз, - считает Алексей Небольсин. - Сейчас все наоборот. Как только ситуация изменится и обществом будет востребовано более качественное, а значит, и более дорогое моторное топливо, у нефтяников появится стимул улучшать качество бензина".
Акцизы на топливо надо снизить
Представители же крупных нефтяных компаний полагают, что акцизы необходимо просто снизить. "Качество топлива будет тем лучше, чем меньше на него будет установлен акциз, - сказал пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов. - Это будет стимулировать производителя выпускать высокоэкологичное топливо, обладающее лучшими техническими характеристиками". Законопроект, в числе прочего, направлен на то, чтобы вывести из оборота так называемый прямогонный бензин. Участники рынка утверждают, что принимавшиеся ранее меры результата не дали. "Правительство ввело ненулевую ставку акциза на прямогонный бензин, но его как использовали для производства некачественного моторного топлива, так и продолжают использовать", - констатирует Алексей Небольсин.
Нефтяные компании против
Проблема качества бензина поднимается не впервые, но каждый раз наталкивается на сопротивление нефтяных компаний. "В свое время мы выходили с инициативой маркировки качества топлива, но нефтяные компании не поддержали наше предложение, аргументировав отказ ожесточенной конкурентной борьбой, - сказал аналитик московского отделения международной группы Bureau Veritas (занимается экспертизой промышленных объектов) Григорий Полонский. - По их заверениям, дополнительные затраты на подтверждение качества топлива приведут к его удорожанию, но не вызовут энтузиазма у покупателей". Олег Толкачев уверен, что готовящийся законопроект также натолкнется на серьезнейшее сопротивление нефтяных компаний. "Мы понимаем, какова цена этого вопроса и с чем нам придется столкнуться, но мы намерены добиться принятия закона", - заявил он.
Комментарии