Конфереция

Гендиректор ООО "Шелл-АЗС" Андрей Арзамасцев о планах развития компании в Петербурге

ООО "Шелл-АЗС", представляющее концерн Shell в Санкт-Петербурге, с 1997 года развивает в городе сеть автозаправочных станций, которых на сегодняшний день в собственности компании 21, при этом 6 из них находится в разработке. Об основных принципах деятельности и стандартах работы компании, планах на будущее и общих взглядах на топливный бизнес в эксклюзивном интервью Au92 рассказал генеральный директор компании ООО "Шелл-АЗС" Андрей Арзамасцев. генеральный директор компании ООО Шелл-АЗС
- Какие задачи ставились перед компанией ООО "Шелл-АЗС" при Вашем назначении?
- Задачи, которые мы ставили и ставим перед розничной сетью - это увеличение объема продаж, повышение прибыльности, и, в целом, развитие сети. В 2005 году общий объем продаж составил около 70 млн. литров. В целом политика нашей компании такова: генеральные директора, работающие в национальных компаниях, должны быть представителями той страны, где размещается офис компании. Они выполняют репрезентативную функцию, представляют компанию в различных общественных организациях, институциях, госорганах. В 2006 году планируется увеличить число станций, хотя существенного увеличения объемов продаж мы не ожидаем. Есть общие тенденции, связанные с тем, что компании переходят на более высококачественные сорта топлива, на более высокий октан, потому что меняется автопарк. Существует тенденция увеличения продаж дизельного топлива, поскольку в России появляется все больше автомобилей с дизельными двигателями. Мы неуклонно движемся к европейским стандартам. Но из расчета среднего объема продажи топлива на одной станции, я не думаю, что рынок сильно "вырастет". Скорее всего, увеличение будет незначительным.
- А каким должен быть объем продаж, чтобы АЗС считалась успешной?
- Все зависит от расположения конкретной автозаправочной станции. Но помимо удачного месторасположения и хороших продаж, АЗС должна быть еще и малозатратной. Ведь прибыль - это разница между доходами и расходами. Станция не должна быть очень дорогой, ею нужно эффективно управлять, и она должна приносить прибыль. Если говорить в общем, то рынок растет. Растут и объемы продаж, несмотря на снижение доли розничной маржи, т.к. наши внутренние оптовые цены следуют за растущими ценами на европейском рынке. И компании, которые имеют возможность добывать нефть - ВИНКи (вертикально-интегрированные компании - прим. Au92), основную прибыль получают от добычи и переработки нефти. А те компании, которые не имеют своих источников добычи нефти, имеют негативный эффект от снижения розничных цен. В принципе, Shell тоже ВИНК. Но структура компании отличается от ВИНК в российском понимании. В составе Shell работают отдельные операционные единицы. И каждая такая операционная единица считает свою прибыль отдельно, в соответствии со своими доходами и расходами.
- У кого компания закупает топливо?
- Мы закупаем топливо у разных поставщиков, но только премиум класса, соответствующее российским стандартам. В том числе и у "Киришинефтеоргсинтеза", который делает хороший продукт, но не обеспечивает в полном объеме спроса петербургского рынка. Вообще, основные поставщики здесь известны - это "Сургутнефтегаз", "Лукойл" и "Сибнефть". Мы реализуем все виды топлива - Аи92, Аи95, V-Power, который делается на базе Аи95. Это наш фирменный и совершенно уникальный продукт, который получается от добавления присадок. Их очищающие и октаноповышающие свойства увеличивают мощность двигателя и улучшают его рабочий ресурс. Отпуск топлива мы осуществляем в основном с нефтебазы в Бронке, принадлежащей "Несте", т.к. она в большей степени удовлетворяет требованиям безопасности компании.
- Как в компании осуществляется контроль качества топлива?
- В целом компания Shell предпочитает пользоваться услугами специалистов. Это независимые лаборатории. А сами анализы происходят на каждом этапе: при транспортировке, при сливе в хранилище на АЗС и из пистолета.
- Каково Ваше мнение относительно перехода на европейские стандарты качества топлива?
- Большинство стран идут к этому, и европейский рынок в первую очередь. Вопрос в том, сможем ли мы сделать это в нашей стране, потому что воплощение этих стандартов требует больших капиталовложений в технологии по переработке нефтепродуктов, в нефтеперерабатывающие заводы. Уже появился дизель Евро-4, но пока он выпускается с перебоями и в недостаточных объемах, только чтобы обеспечить Москву и Петербург. В принципе, новые стандарты качества топлива - это хорошо, потому что, во-первых, это более экологически чистое топливо. Во-вторых, современные двигатели очень чувствительны к качеству топлива. Многие автопроизводители не торопятся ввозить в Россию современные модели машин именно из-за качества топлива. Поэтому, внедрение новых стандартов откроет большие возможности для автолюбителей.
- Оборудование для АЗС компания закупает централизованно, у одного поставщика?
- Если раньше было несколько поставщиков, то в последние годы многие компании, в том числе и наша, переходят на долгосрочные контракты с одним производителем, чтобы стандартизировать оборудование и технологические процессы. Это считается эффективнее. Если у тебя большой заказ, то можно получить лучшую цену. Во-вторых, везде устанавливается одинаковое программное обеспечение для касс и бухгалтерские программы. Например, топливораздаточные колонки нам поставляет компания Gilbarco Veeder-Root.
- А что представляет из себя современная АЗС?
- Современная АЗС - это высокотехнологический комплекс. Это системы газовозврата, автоматические системы оповещения герметичности резервуаров. Это электронные табло, автоматизированная точность налива топлива, определенная степень освещенности АЗС, система дренаж, площадки слива бензовозов. Кроме того, в соответствии со стандартами, принятыми в Shell, мы устанавливаем резервуары с двойными стенками, а также двойные трубы. Под этими трубами обязательно должны быть отводные лотки. И если двойные резервуары требуются по закону, то установки двойных труб законодательство не требует. Хотя, в принципе, нельзя сказать, что мы внедряем космические технологии - мы работаем по схемам, отработанным в Европе и Азии, внедряя в жизнь не только прогрессивные, но и уже отработанные, т.е. надежные методики.
- Насколько Вам интересен рынок Санкт-Петербурга?
- Есть западные исследования, показывающие порог рентабельности для АЗС. Например, в Финляндии живет около 5 млн. человек, (машин у них, разумеется, больше, чем у нас). Так вот, на всю страну у них порядка 800 АЗС. Истина лежит где-то между соотношением этих цифр. Для нас не только Петербург, но и в целом весь российский рынок, являются привлекательными. Во-первых, на Сахалине мы ведем нефтедобычу, и в перспективе хотелось бы иметь полную технологическую цепочку - добыча, переработка, продажа. Во-вторых, все условия и тенденции рынка говорят о том, что мы могли бы иметь здесь эффективную рыночную сеть. Shell, исходя из опыта, полученного в других странах, хотел бы иметь 20 процентов доли рынка, в том числе в Петербурге. Не больше, но и не меньше. Сегодня в Петербурге у нас 21 автозаправочных станций. Из них 6 станций находится в разработке. Это те участки, по которым ведутся строительные проекты, проходят согласования.
- Вопрос по поводу участков. Вы их приобретаете в соответствии с какой-то стратегией?
- В компании существует специальный отдел, который целенаправленно занимается планированием и развитием сети. Существует некий план, который последовательно определяет: в каких районах мы хотели бы иметь АЗС, затем - на каких магистралях, затем - в каких конкретных местах этих магистралей. Однако, потом мы сталкиваемся с тем, что эти места либо заняты, либо там нельзя строить в силу действующих градостроительных ограничений. Тогда мы начинаем рассматривать иные возможные варианты. Конечно же, идеальных сетей не бывает. Но мы стараемся, чтобы наши станции находились в наиболее удобных для автомобилистов местах.
- Компании удается придерживаться выбранной концепции?
- Разумеется, это непросто. Если бы все было легко, мы бы уже заняли свои 20 процентов рынка. Сложности связаны с тем, что компания является чисто коммерческой организацией, действует в рамках рыночного поля, не участвует в политических кампаниях и придерживается бизнес-принципов честности и открытости. Если посмотреть на карту города, то можно увидеть, что мы пытаемся выстроить систему дистрибуции, расположить наши станции так, чтобы они охватывали основные направления движения, чтобы они были удобны для покупателей, которые живут в разных районах города, чтобы они были ориентированы на приверженцев марки Shell, которые заправлялись бы у нас, если бы у них была такая возможность.
- В чем заключаются основные проблемы? Город мало выделяет участков? Может быть стоит применить западные технологии - мини-АЗС, заправки, встроенные в общественные здания и жилые дома?
- На сегодняшний день российское законодательство не позволяет этого делать. Хотя в Италии и Франции это вполне распространенные явления. Современные технологии позволяют делать АЗС маленькими, компактными, безопасными, и размещать их в местах общего пользования или, даже, в жилых домах. Кроме того, участков под АЗС, реально привлекательных для участников топливного рынка, конечно, выделяется недостаточно. Если они интересны - по ним происходят торги, и компании реально торгуются. Если же они не интересны - то они выставляются на торги по несколько раз. В своей концепции мы пытаемся найти разные возможности для развития сети: покупку уже существующих АЗС, участие в торгах. Мы выступили с инициативой, о подготовке за свой счет, на свой страх и риск предпроектной документации под участки, которые могли бы быть выставлены на торги, чтобы потом все происходило по рыночным условиям. - А если проиграете в этих торгах?
- Значит, мы потеряем вложенные средства.
Продолжение интервью читайте 17 февраля на http://www.au92.ru/msg/20060217_sztuwv5.html
Новости о компании "Шелл":
ООО "Шелл АЗС" приобрело в собственность 4 автозаправочных станции ЗАО "Баррель" в Петербурге

ООО "Шелл-АЗС" планирует увеличить свою долю на рынке Петербурга до 20%

ООО "Шелл-АЗС" в декабре открыло в Петербурге три новых АЗС

"Шелл" "прирастает" заправками "Фаэтона"

Концерн "Шелл" постепенно намерен внедрять альтернативное топливо на российских АЗС

Концерн Shell планирует укрепиться на топливном рынке Москвы и Петербурга

"Шелл-АЗС" переходит на электронные торги

Крис Финлейсон стал председателем концерна Shell в России

В компании "Шелл АЗС" (Санкт-Петербург) новый генеральный директор

ООО "Шелл АЗС" приобрело участок на Пулковском шоссе за $1445 тыс

Shell V-Power, очищающий двигатель
Комментарии