Конфереция

Цены на бензин готовы к прыжку: МЭРТ предлагает срочно поднять ставки на вывоз нефтепродуктов

Растущие цены на топливо вновь стали головной болью для правительства. С начала 2006 года оптовая стоимость топлива уже выросла на 9-11% при годовом плане в 10-15%. Чтобы исправить ситуацию, в среду директор департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Андрей Клепач предложил в срочном порядке поднять ставки на вывоз нефтепродуктов. В какие сроки это будет сделано - пока неизвестно. Тем временем нефтяники будут активно вывозить топливо как раз накануне весеннего сезона. По данным директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрея Клепача, в январе и первой декаде февраля стоимость тонны дизельного топлива выросла на 9%, тонны бензина - на 11%. Это в несколько раз выше официальной инфляции. Впрочем, до заправок новая ценовая волна пока не докатилась.
Сейчас государство влияет на топливный рынок в основном при помощи экспортных пошлин. Чем выше мировые цены - тем выше пошлина, так что производителям невыгодно поднимать внутренние цены на бензин вслед за мировыми. Но иногда этот механизм дает сбои. Дело в том, что пошлина на вывоз нефти устанавливается по итогам предыдущих двух месяцев на следующие два месяца. Но мировые цены непредсказуемы. Например, в ноябре-декабре 2005 года они снижались, и новая пошлина, установленная с 1 февраля, оказалась на 10% ниже, чем предыдущая. Примерно на столько же снизились пошлины на вывоз дизеля и бензина.
Вместе с тем с начала года мировые цены на нефть вновь пошли вверх, а значит, вырос налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - он также привязан к общемировой конъюнктуре. В результате нефть внутри страны подорожала, подорожали поставки на нефтеперерабатывающие заводы и выросла оптовая цена.
Пока что автомобилисты не почувствовали это на своих кошельках - крупные нефтяные компании пообещали, что цены на АЗС пока не изменятся. Сделать такой широкий жест нефтяникам позволило опять же правительство, когда еще в сентябре прошлого года попросило их "заморозить" розницу. Мораторий на рост цен в итоге принес нефтяным компаниям дополнительную прибыль, поскольку позволял продавать дешевеющее из-за зимы топливо по фиксированным ценам. "Накопленная нами маржа позволяет продлить мораторий до мая", - сказал вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун.
Впрочем, другие крупные нефтяные компании пока ничего не обещают. Тем более что на днях премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о снижении экспортных пошлин на нефтепродукты. Вывезти тонну светлых нефтепродуктов теперь дешевле на $13, темных - на $7. Очевидно, что топливо станут вывозить больше, а это грозит дефицитом и ростом цен.
Первыми тревогу забили в МЭРТе. "Поскольку половина дизеля идет на экспорт и почти половина бензина тоже на экспорт и если ситуация с ценами будет развиваться в таком же ключе и мы будем приближаться к 20% роста, мы рассмотрим возможность изменения ставок экспортных пошлин на дизель и бензин", - заявил в среду Андрей Клепач.
Комментарии