Конфереция

Топливные и строительные компании Петербурга о своем опыте возведения АЗС

В конце 2005 года компания "ТНК-ВР" приобрела с торгов "Фонда имущества Санкт-Петербурга" 15 участков под строительство АЗС одним лотом. На этих участках "ТНК-ВР" построит 11 станций под брендом "ТНК" и 4 - под брендом "ВР". Уже в 2006 году в Петербурге появится 10 станций под брендами нового игрока рынка. АЗС под брендами "ТНК" и "ВР" будут иметь значительные отличия. В частности, на АЗС "ВР" будут расположены магазины, кафе, в которых будут продаваться продукты и напитки для более высокого социального класса потребителей. Станции под брендом "ТНК" будут стандартными, на некоторых из них также будут магазины и кафе, но с более дешевыми товарами, чем на АЗС "ВР". Топливо, как и планировалось изначально, будет поставляться с Ярославского НПЗ, 50% которого принадлежит компании, и с Рязанского НПЗ - стопроцентной дочки "ТНК-ВР". Кроме того, все станции будут оснащены мойками.
В ближайшее время "ТНК-ВР" объявит тендер на проектирование и строительство станций. В настоящий момент специалисты компании готовят необходимую тендерную документацию. Тендер планируется объявить в Петербурге. Как сообщил пресс-секретарь компании Иван Гоголев, тендер будет открытым, в нем смогут принять участие проектировщики и строители из других городов. "Отбор подрядчика проводится в соответствии с утвержденной в компании процедурой, которая позволяет отобрать оптимальное предложение из представленных на тендер", - говорит Иван Гоголев. Все купленные пятна, по его словам, пригодны для строительства станций. "Никаких технических сложностей не предвидится".
В преддверии тендера представители топливных и строительных компаний Санкт-Петербурга поделились с своим опытом в возведении АЗС. Технический директор компании "Несте" Вячеслав Савельев рассказал, что отбор проектировщиков и строителей осуществляется на основании тендера. "Мы стремимся работать с теми, кто и проектирует, и строит", - говорит он. Зачастую "Несте" рассматривает предложения тех компаний, с которыми еще не работала. "Это делается для того, чтобы расширить круг подрядчиков", - рассказывает Вячеслав Савельев. Основные требования компании, предъявляемые к проектировщикам и строителям, заключаются в накопленном опыте строительства и проектирования таких объектов, а также в финансовой устойчивости. "Мы стараемся страховать свои риски, - говорит Вячеслав Савельев, - либо проектировщики и строители за свой счет ведут какие-то первичные работы, либо они берут банковскую гарантию". Если, в предложенных оферентами предложениях не все учтено, то "Несте" может объявить второй тур тендера, на основании которого уже будет сделан выбор.
В тендерной документации компании "Несте" есть требования по срокам, по соблюдению брендовой узнаваемости, а также по оборудованию. "Наши станции оснащены типовым оборудованием, - подчеркивает технический директор "Несте", - концептуальное оборудование нам поставляют одни и те же компании".
Как сообщил инженер по строительству и эксплуатации АЗС компании "Шелл-АЗС" Александр Черевко, специалисты "Шелл-АЗС" в ходе тендера определяют компании, которые работают на этом рынке или хотят попасть на него. Обычно выбирается не менее трех компаний. Далее, эти компании проходят необходимую предквалификацию. "Проектировщикам и строителям выдается тендерная документация, - говорит Александр Черевко, - на основании которой они готовят предложения". Эти предложения рассматривают сотрудники "Шелл" и выбирают несколько наиболее подходящих. "Затем проводятся электронные торги в режиме on-line, - рассказывает Александр Черевко, - они длятся не более получаса. Во время них определяется победитель - тот, кто сумел сделать наиболее выгодное для нас предложение".
По словам Александра Черевко, круг компаний, с которыми работает "Шелл-АЗС" один и тот же. Основными критериями при отборе проектировщиков и строителей являются финансы, сроки и качество выполняемых работ.
Первый заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания" Леонид Чурилов рассказал, что сторонним организациям отдается минимум проектов. "У нас есть собственные подразделения - ООО "ПТК-Трансстрой" и "ПТК-Стройпроект", - говорит он.
В настоящий момент в г. Екатеринбурге функционирует 16 АЗС под брендом "ТНК". 11 из них являются собственностью джобберов "ТНК" ЗАО "СКОН", которое осуществляло строительство этих станций своими силами. Технический директор компании Артем Скворцов сообщил, что в Екатеринбурге "СКОН", выступая в качестве генподрядчика, осуществлял строительство АЗС "ТНК" "под ключ". "Особые требования "ТНК" предъявляет к соблюдению фирменного стиля компании, - рассказывает Скворцов, - все необходимые положения прописаны в технической документации". По его словам, определенных требований в выборе оборудования у топливного оператора нет. Строительство каждой станции под брендом "ТНК" заняло от 2 месяцев до полугода. Часть екатеринбургских заправок "ТНК" оснащена мойками, на некоторых АЗС есть магазины.
Директор по проектированию компании "Петроинжиниринг" Людмила Голубева рассказала, что компания постоянно участвует в тендерах, а также имеет постоянных клиентов. Основными критериями при отборе строительных и проектных компаний, по мнению Голубевой, являются качество, стоимость и сроки выполняемых работ. Основными клиентами "Петроинжиниринг" являются компании "Несте", "ЛУКОЙЛ", "Шелл".
Директор по развитию компании "ПНСК" Александр Клементьев сообщил, что компания планирует принять участие в тендере на строительство станций для "ТНК-ВР" в Петербурге. В числе постоянных заказчиков Клементьев называет компании "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Казмунайгаз" и др. "Наши специалисты постоянно отслеживают, какие компании проводят тендеры, - говорит Александр Клементьев, - также у наших менеджеров за десятилетний срок работы сложились постоянные, хорошо налаженные контакты со многими топливными операторами рынка". Для "Сибнефти" и "ЛУКОЙЛа", в частности, существуют специальные программы, которые реализуются в строительстве каждой новой станции этих брендов. Кроме того, ведется постоянная работа по выигранным тендерам. По мнению директора по развитию "ПНСК", станции под брендами "ТНК" и "ВР" - это станции европейского уровня. В Петербурге, по его словам, есть два оператора, которые таким образом позиционируют свой бренд - АЗС "Несте", "Шелл. "Осуществить строительство подобных станций - довольно непросто", - рассказывает Клементьев. Проектирование и строительство АЗС под брендом "ВР" может обойтись по приблизительным расчетам в миллион долларов для каждой станции. "Но эти расчеты очень приблизительны, - подчеркивает топ-менеджер "ПНСК", - поскольку всех нюансов сейчас учесть невозможно".
Комментарии