Конфереция

Некачественное топливо в Петербурге: не все заправки одного цвета одинаковые

Недавно вся Россия переживала лютые морозы. У автомобилистов основной проблемой было завести машину. Уж очень не хотелось добираться на работу пешком в такой мороз. А кто-то не поменял масло или забыл вовремя вкрутить новые свечи. Но основной жалобой было качество нефтепродуктов. Дизельное топливо превращалось в кашу. Как выяснилось, многие операторы "частично" перешли на реализацию зимнего дизеля, отпуская летний вариант с зимними присадками. Аналогичные проблемы возникли и с бензином.
Проблема контроля над качеством отпускаемого топлива существует, наверное, столько же, сколько длится вся автомобильная история. До недавнего времени в Северной столице работала Нефтяная инспекция ФГУП "Балтгосэнергонадзор". Ее сотрудники брали пробы бензина и дизтоплива на АЗС различных операторов и следили, чтобы в бак автомобиля не заливалась всякая бодяга с присадками. Насколько продуктивно - вопрос второй, но то, что над топливниками был хоть какой-то контроль, остается фактом.
Год назад в стране произошло реформирование чиновничьего аппарата. Поменялись министерства и ведомства - объединились, разделились, ликвидировались или стали выполнять иные функции. Нефтяная инспекция вошла в состав нового Федерального агентства и отныне стала заниматься вопросами безопасности хранения и торговли нефтепродуктами. За это время многое поменялось в Петербурге.
Практически завершилась история с продажей розничной сети "Балт-Трейда". И еще везде звучали призывы заправляться качественным топливом в сети "Фаэтон-Аэро". В общем, ситуация созрела до того, чтобы взять канистру в руки и отправиться в рейд по городским автозаправочным станциям. Как в прежние времена работали народные контролеры. Южная часть мегаполиса в основном бело-красная. Автозаправочные комплексы "Лукойла" и "ПТК" явно доминируют в топливной раскладке. Им в затылок "дышит" "Фаэтон-Аэро", мощно отрекламированный с сентября по декабрь в радиоэфире. Все новые радиоперсонажи звали с собой, подмечая, какие блага для автомобилиста сулит постоянный контакт с "аэро-топливом".
Вот АЗС бело-красной расцветки. То ли "Лукойл", то ли "ПТК". В тридцатиградусный мороз в темное время суток не отличишь. Тем более что после покупки сибиряками "Балт-Трейда" автозаправочные комплексы стали делиться на три категории: а-ля "Лукойл", а-ля "Лукойл" - "Балт-Трейд" и а-ля "Балт-Трейд". Да и у "ПТК" не все заправки одинаковые.
Выяснилось, что это не "Лукойл" и не "ПТК", - это "Норма". И принадлежит эта "Норма" "Фаэтону". В самом холдинге "Фаэтон" объясняют, что это - своего рода бензиновая "Копейка". Внешний вид станции, высокий сервис и широкий спектр услуг здесь не имеют никакого значения, лишь бы платили за топливо. Да и качество топлива, как уверяют сами руководители "Фаэтона", здесь НОРМАльное. Вот и выглядит "нормальная" АЗС провинциальнее и доморощеннее других бело-красных. Будто вышедшая из конца девяностых. Но это фактор внешний. Интересует чистота эксперимента, а исследовать топливо предстоит в аккредитованной Госстандартом России испытательной лаборатории нефтепродуктов. Заливаем два литра самого ходового Аи-92 в канистру. Дальше все довольно обыденно. Заехали на "ПТК", "Лукойл", "Татнефть", "Фаэтон-Аэро". И отправились в лабораторию.
Зашифрованные для исследования пробы отправляются в дело. Результаты будут только назавтра. Четыре одинаковых емкости с Аи-92 подтвердят или опровергнут объективность шумных рекламных кампаний. Проверка на соответствие октанового числа и плотность - наиболее стандартный вид лабораторных исследований топлива. Большинство потребителей, как потом оказалось - ошибочно, считают, что о качестве бензина следует судить по соответствию октанового числа принятому стандарту. Кстати, продавцы топлива обязаны ежемесячно проводить контрольные испытания своей продукции. Поэтому к рейду в испытательной лаборатории отнеслись обыденно, интерес возник разве что в принадлежности к журналистскому цеху.
Сенсации не произошло. Показатели всех отобранных образцов Аи-92 практически не отличались друг от друга и соответствовали ГОСТу и ТУ. Более того, октановое число в каждом образце оказалось чуть выше установленного. И различие между продаваемым топливом на "Татнефти", "Фаэтон-Аэро", "Норме" и в других компаниях, составило малые величины. И все-таки ауйсайдером среди лучших оказался именно разрекламированный "аэро-бензин" . Удивительно, но более высокое октановое число обнаружилось даже в Аи-92, взятом на непрезентабельной "Норме".
Сведущие люди сетуют, что каждый третий литр бензина в городе - некачественный. Ответ дали специалисты лаборатории. Оказалось, что анализы на исследование октанового числа - это простейшие анализы, и изучить по ним химический состав топлива невозможно. А значит, нельзя таким методом выяснить, прямогонный это бензин с октановым числом, например, 66, с помощью присадок догнанный до 92, или заводской Аи-92. Очень сложно определить процент содержания в топливе ферроценов, марганца, серы и других вредных веществ, поднимающих октановое число, даже при более глубоком анализе, стоимость которого может доходить до 1000 долларов. Срок проведения такого исследования занимает несколько дней. Если же вы точно хотите знать, что заливается в бак, то анализ нужно отправлять в Москву, где его будут делать недели две-три. И это не бюрократические проволочки, а реальное время лабораторных исследований.
Выходит, некачественного бензина в Петербурге может оказаться гораздо больше, чем предполагают даже специалисты. Но на практике это проверяется с помощью наших автомобильных двигателей - выдержит или нет.
В холдинге "Фаэтон" работают исключительно хорошие мастера. "Норма" - великолепный маркетинговый ход. Заехал, и пока пистолет в баке, можешь от души порассуждать, что экономика бело-красных "хромает" на обе ноги. Ведь если театр начинается с лестницы, то розничная заправка топливом - с внешнего вида станции. И находясь по случаю на фаэтоновской заправке, можно предположить - не иначе как "Лукойл" или та же "ПТК" сидят в долговой яме, раз перестали заботиться о цивилизованной внешности своих розничных сетей. Не то что финны. "Несте" традиционно выглядела опрятнее бензиновых баронов. Только снова незадача - на улице Боровой на месте, где находилась АЗС "Фаэтон" - нечто, напоминающее автозаправочный комплекс "Несте". Сине-зеленый козырек и несколько топливораздаточных колонок. Зеленая гамма попала в оформление автозаправки совершенно случайно. Просто нравится "Фаэтону" этот цвет, он очень экологичный. И как-то нескладно получается. Либо нравится красно-белая гамма, как у "Лукойла", "ПТК" и теперь их бренда "Нормы", либо сине-зеленая - как у "Несте" и теперь у "Фаэтон-Аэро". Или все-таки предпочтение отдается сине-красным - традиционно фаэтоновским цветам?
Частично этот нонсенс объясняют операторы на АЗС "Лукойла". Они предполагают, что "Фаэтон-Аэро" будет конкурировать с целевой аудиторией "Несте". Вот почему лучше запутать автомобилиста зеленым цветом. Ну а "Норма", видимо, рассчитана на то, чтобы на нее заезжали автомобилисты с самых массовых заправок "Лукойла" и "ПТК", которые сегодня контролируют половину городского топливного рынка. И если к этим примерно 150 заправкам добавятся с 5 - 10 заправок "Норма", кто заметит? И если же произойдет неприятность с топливом, то и претензии свои автомобилисты, скорее всего, будут адресовать к привычным бело-красным.
Между прочим, креативной концепцией и проведением рекламной кампании для "Фаэтона" занималось респектабельное российско-финское маркетинговое агентство, которое утверждает, что холдинг является официальным дистрибьютером "Киришского нефтеперерабатывающего завода по всем видам топлива". Оставим сомнения других участников топливного рынка в том, что холдинг в действительности наделен столь высоким статусом.
По заключению специалистов, некачественное топливо нужно искать в 95-м бензине (он приносит максимальную прибыль), 92-м бензине и дизельном топливе (они самые массовые). Именно эти виды нефтепродуктов догоняют присадками до требуемой кондиции на небольших нефтеперерабатывающих заводиках в Ленинградской области. Здесь же изготавливается "коктейль для автомобилистов", который отправляется на АЗС отдельных операторов.
Комментарии