Конфереция

Поправки в новые правила дорожного движения отложены на год, но техосмотр усложнят уже в марте

Новые правила дорожного движения, вызвавшие среди автовладельцев бурю эмоций и критических высказываний, будут скорректированы. Об этом в конце минувшей недели сообщил премьер-министр РФ Михаил Фрадков. По его словам, "правительство исправит ошибки в отношении правил дорожного движения, вступивших в силу с 1 января 2006 года". Правда, окончательной отмены наиболее спорных моментов правил россияне, похоже, не дождутся.
В начале текущего года были введены в действие поправки к существующим Правилам дорожного движения. Наряду с правилом включать ближний свет фар днем вне населенных пунктов, с которым россияне более-менее смирились, в них прописывались и другие нормы. Главный "камень преткновения" для многих - обязательная замена задних фар-указателей поворота с красных, которые устанавливаются в основном на американских и японских машинах, на желтые или оранжевые. За нарушение этого требования можно лишиться водительских прав на срок от полугода до года, автомобиль-нарушитель в принудительном порядке будет отправлен на штрафстоянку, а его владельца впоследствии обяжут переоборудовать машину. По разным данным, количество японских и американских машин, оснащенных именно красными фарами, в России колеблется от 12 до 15 проц от всего числа автомобилей. При этом замена "незаконных" поворотников для разных моделей обойдется от 2 до 5 тыс руб за каждый, а то и выше. Естественно, что это вызвало возмущение граждан.
Не по нраву пришелся многим и запрет на перевозку в автомобилях детей до 12 лет без специальных кресел. По новым Правилам, дети, которые в этом возрасте могут быть весьма упитанными, должны ездить в машине исключительно в специальном кресле установленного образца. В среднем с 0 до 12 лет ребенку понадобится 3 кресла, каждое из которых стоит 3 тыс руб и выше. За неуважение к безопасности собственных чад автовладельцам придется заплатить 100 руб.
Поэтому не так давно депутаты Госдумы обратились к М.Фрадкову с просьбой приостановить действие новых правил дорожного движения в части обязательной замены поворотников и оборудования автомобилей специальными креслами для детей. Парламентарии отметили, что в целом согласны с нововведениями в ПДД, принятыми кабинетом министров в декабре. Эти меры направлены на повышение безопасности и согласуются с международными нормами, отмечено в депутатском запросе на имя премьера. Но ряд норм постановления требуют технического переоснащения транспортных средств, что, в свою очередь, повлечет за собой дополнительные финансовые затраты населения, подчеркивают депутаты, поэтому нуждается в корректировке.
Инициатива народных избранников не прошла даром. В минувшую пятницу премьер сообщил, что правительство получило соответствующий запрос депутатов Госдумы. Глава правительства дал поручение исправить допущенные при внесении изменений в правила неточности. По его словам, правительство, скорее всего, предоставит автовладельцам возможность в течение всего 2006 г приобретать приспособления для перевозки детей, которые необходимы в соответствии с новыми правилами. Что касается ограничений по цветовым сигналам автомобилей, то эти требования будут распространены лишь на автомобили, приобретаемые после 1 января 2007 г. По словам М.Фрадкова, в настоящее время МВД и аппарат правительства завершают работу по корректировке правил и в ближайшее время они будут исправлены. Он отметил, что изменения в ПДД правомерны, но на их реализацию было отведено слишком мало времени.
Очевидно, одной из причин того, что правительство пошло "на попятный", стало принявшее организованные формы возмущение автомобилистов. В минувшие выходные в Москве и других городах прошли акции протеста, в которых приняли участие не только владельцы машин "с красным поворотником, но и многие другие. 28 января акция прошла и в столице. Водители, принявшие в ней участие, выстроились в колонну по внешней стороне Садового кольца и в течение двух часов, начиная с 12:00, двигались в правых рядах на небольшой скорости с включенными фарами и аварийной сигнализацией. В акции участвовало более 300 машин, увешанных лозунгами вроде "Законно купил - законно езжу!", "Борись за свои права!" и "Нет - новым ПДД". В процессе прохождения Садового кольца к колонне присоединялись все новые протестующие. "Это решение правительства ущемляет наши права. Люди купили машину, заплатили достаточно большие таможенные сборы, платят налоги, и вдруг они в одночасье стали вне закона", - рассказал инициатор акции, лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. В выступлении приняли участие и владельцы отечественных автомобилей, протестующие против дорогостоящего переоборудования продукции нашего автопрома, не приспособленной под детские кресла.
Можно сделать вывод, что автовладельцы становятся серьезной силой в сегодняшнем российском обществе. Именно их массовые акции в свое время заставили власти хоть как-то посодействовать росту цен на бензин и "отложить в долгий ящик" запрет на эксплуатацию праворульных машин. Действительно, наличие автомобиля в России предполагает определенный уровень стабильного дохода, а, значит, автовладельцев в той или иной степени можно отнести к формирующемуся в стране "среднему классу". Эти люди, как правило, довольно образованы, уверены в себе и своем будущем, имеют собственную гражданскую позицию и не боятся ее высказывать. Как мы видим, власти вынуждены считаться с их требованиями.
Конечно, пока они добились не окончательной отмены критикуемых изменений, а лишь отсрочки на время. Может ли один год как-то спасти положение? По словам депутата Госдумы Анатолия Куликова, "на сегодняшний день около 22 миллионов владельцев отечественных автомобилей не могут выполнить требование о перевозке детей в креслах, потому что в отечественных машинах не предусмотрены ремни безопасности на заднем сиденье". Значит, необходимо "доведение до ума" каждой конкретной машины, а вряд ли многие владельцы отечественных автомобилей выпуска прежних лет согласны существенно вкладываться в их усовершенствование. Новые фары же на американские и японские автомобили пока не везде можно найти в продаже даже в Москве, что уж говорить о российских регионах.
Кроме того, у автолюбителей есть еще одна нерешенная проблема. С 1 марта текущего года вступают в силу утвержденные 26 августа 2005 года поправки к ГОСТу о требованиях безопасности к техническому состоянию автомобиля, которые существенно усложнят многим автовладельцам прохождение техосмотра. Новый ГОСТ (Р 51709-2001) требует установки третьего стоп-сигнала, запрещает ставить "шипы" только на два колеса, а самовольно установленные "кенгурятники" обязывает обить "эластичным материалом". Кроме того, он повторяет новые ПДД в отношении требований к внешним световым приборам. При этом их замена на аналогичные от других моделей не допускается, если речь не идет об автомобилях, уже снятых с производства. Лишний фонарь освещения заднего номера тоже может стать поводом для придирок сотрудников ГИБДД. По новому ГОСТу такой фонарь должен быть только один, в то время как у большинства иномарок и многих российских машин их два. "С одной стороны, нам дается год, чтобы поменять фонари, поворотники, - пояснил В.Лысаков. - С другой, новый ГОСТ запрещает что-либо менять в конструкции автомобилей, а замена задних фонарей на американских машинах невозможна без вмешательства в конструкцию ". Пока новые правила проведения техосмотра чиновники корректировать не собираются, а, значит, после того, как автовладельцы столкнутся с ними в реальности, можно ждать новых массовых акций. По словам В.Лысакова, движение "Свобода выбора" расценивает сложившуюся ситуацию как ущемление конституционных прав граждан, и намерено обратиться в Верховный суд с иском против правительства России.
Но, очевидно, российские власти не отступятся от идеи унифицировать российские ПДД с требованиями венской конвенции о дорожном движении 1968 года и международных соглашений по техническим предписаниям, касающимся конструкций транспортных средств, которые действуют в Европе. К этим соглашениям не так давно присоединилась Россия. Кроме того, цель новых Правил - учесть уже действующие изменения в законодательстве. Скажем, еще летом 2005 года были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают лишение прав за езду без номеров и с незаконно установленными световыми и звуковыми спецсигналами. Теперь это закреплено и в ПДД.
Комментарии