Конфереция

Бензоматрица: Перезаморозка. Цены на АЗС готовятся к мораторию

"ЛУКОЙЛ" заявил о сохранении моратория на повышение цены на бензин на своих АЗС и в 2006 году. Напомним, 19 сентября 2005 года крупнейшие нефтяные компании "ЛУКОЙЛ", "ТНК-BP", "Роснефть", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть" на совещании у главы Минпромэнерго Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и дизельное топливо до конца минувшего года. Тогда, полгода назад, "официальная версия" произошедшего озвучивалась, как "добровольно принятое решение, без всякого правительственного давления". Якобы компании проявили социальную ответственность и показали, что способны думать не только о собственных прибылях, но и потребителях, и об экономике в целом.
На тот момент средние розничные цены в столице на бензин марки А-80 составляли 15,18 рубля за литр, Аи-92 и Аи-95 - 17,14 и 18,15 рубля, Аи-98 -19,10 рубля за литр. В среднем по стране, по информации Росстата на 12 сентября, бензин стоил 15,52 рубля, дизельное топливо - 14,86 рубля за литр.
Такая обнаруженная внезапно социальная сознательность лидеров нефтяных компаний вызвала ряд комментариев независимых аналитиков о том, что "давить, может быть, и не давили, но "посоветовать" сделать "жест доброй воли" могли". В таком случае получалось, что чиновники и нефтяники заключили негласный дружественный пакт, по которому одни надеялись на скорейшее продвижение закона о дифференциации НДПИ и его отвязке от мировой цены на нефть, а вторые - на торможение роста инфляции, на которую влияют цены на бензин в стране.
Заметим, что в прошлом году перед началом исторического совещания в Минпромэнерго, "ЛУКОЙЛ" распространил настоящий "революционный" пресс-релиз, объявив о том, что до конца года компания фиксирует на своих АЗС розничные цены на бензин и дизельное топливо. Таким образом, заявление "ЛУКОЙЛа" "случайно" совпало в тот день с совещанием в Минпромэнерго, где ведущие нефтяные компании разом и добровольно решили последовать его примеру. И снова получилось так, что компания "ЛУКОЙЛ" решила показать свою лояльность властям и оставить за собой звание первой во всех смыслах нефтяной компании, поэтому совершила предупредительный шаг, продлив мораторий на заморозку цен на бензин.
"Мы сохраним мораторий и в этом году, о чем заявил глава компании господин Алекперов", - сказал вице-президент компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун, подчеркнув, что "та маржа, которой обладает компания, достаточно долго позволит замораживать цены на бензин". Однако, по его словам, насколько долго цены будут удерживаться на текущем уровне, зависит от того, насколько быстро правительство разработает комплекс мер по дифференциации НДПИ, и от того, примет ли их в быстром темпе Госдума.
Получается, что остальные крупнейшие нефтяные компании оказались в крайне неудобном положении: "сохранить экономическое лицо" или сделать очередной благородный жест, теша себя надеждой на облегчение налогообложения и получения других бонусов от чиновников.
Ираклий Кирия, руководитель екатеринбургского филиала ИК "Тройка Диалог" говорит о том, что повышение цен на бензин, так или иначе, произойдёт весной. "Всё зависит от конъюнктуры цен. Ход "ЛУКОЙЛа" более политический ход, нежели экономический, и тоже имеет временный характер. Дело в том, что всё зависит от сырья, которое меняется в цене. Есть мировые цены на нефть, есть экономическая целесообразность. Я думаю, просто компании постараются сделать этот процесс наименее резким, а более плавным, чтобы повышение не бросалось в глаза потребителям", -прокомментировал ситуацию Ираклий Кирия.
"Повышение цен будет ближе к лету на 10-15%, когда автомобильный сезон начнётся. А сейчас "ЛУКОЙЛ" совершил просто политический ход, потому что сейчас идёт снижение спроса и поэтому они не много теряют" , - говорит Тимур Хайрулин, аналитик рынка нефти и нефтепродуктов ИК "Финам".
Перед глазами встаёт сцена из мультфильма про Маугли, когда бандерлоги завороженно смотрят на питона Каа. Если проецировать картинку на российские реалии, в первом обезьяньем кругу находятся чиновники, призванные реализовывать нормы законодательства, во втором - "бедные нефтяные олигархи", а в третьем - простые автомобилисты, ждущие милости от огромного пресмыкающегося, в силах которого "за всё порешать" так ,чтобы все остались довольны. И опять мы упёрлись в политику. Таким образом, получается, что в большей степени неуютно "нефтяникам", которые не знают на кого им лучше смотреть - то ли на кормчего, то ли на рыночную ситуацию и свой кошелек.
"С начала года цены на нефть на высоком уровне, значит, и цена на бензин вырастет. Цены будут расти, по крайней мере, до апреля. О понижении цен можно будет говорить, если будет снижена ставка налога. Пока "ЛУКОЙЛу" выгодны такие цены , если они станут менее рентабельными он сможет начать их повышать", - заявил Игорь Васильев, аналитик ИК "Financial Bridge".
Уже сегодня, по данным информационного агентства "Кортес", оптовые цены на нефтепродукты в России, снижавшиеся в течение последнего квартала прошлого года, вновь начали расти. По мнению экспертов, это связано с повышением, как мировых, так и внутренних цен на нефть. Если эта тенденция продолжится, на АЗС топливо начнет дорожать уже во второй половине февраля.
По данным "Кортес", отслеживающего ситуацию на топливном рынке, с начала года оптовые цены на дизельное топливо в среднем по России выросли на 2% до 13778 руб./т, бензин А-80 подорожал на 2,33% до 14079 руб./т, А-92 - на 2,02% до 16108 руб./т и А-95 - на 0,26% до 17326 руб./т. Более существенный рост цен зафиксировало Русское топливное агентство (РТА). По этим данным, только за последнюю неделю дизельное топливо подорожало на 7%, бензин А-80 - на 6% и А-92 - на 3,5%.
На дальнейший рост цен указывает и скачок мировых цен на нефть. Российская Urals с начала года подорожала на 8,3% до $57,94 за баррель. Соответственно должна вырасти и внутренняя цена. Если в декабре нефть с поставкой в январе продавалась в среднем по 5600 руб./т, то на февральские партии продавцы уже выставили цены на уровне 7500-8000 руб./т. А в РТА рост цен связывают и с ажиотажным спросом: запасы нефтепродуктов у трейдеров за праздничные дни почти исчерпались и теперь они их срочно пополняют.
Представители крупнейших нефтяных компаний таких как "Роснефть", "Сибнефть" и "ТНК-ВР" решили взять паузу и не комментировать ситуацию, сложившуюся вокруг цен на бензин. В пресс-службе "Сибнефти" нам ответили, что "компания ориентируется на рыночную ситуацию и на данный момент всё складывается таким образом, что смысла повышать цены на бензин нет".
Если долгожданный закон об отвязке основного "нефтяного" налога - НДПИ от мировой цены на нефть так и не будет принят в Госдуме, скорее всего, компании будут ждать так называемой "критической точки", когда даже внутренние ресурсы "ЛУКОЙЛа" не позволят держать цену на одном уровне, и она неминуемо повысится. Можно предположить, что тогда цены вырастут сразу и везде и произойдёт это достаточно резко и придётся как раз на посевные работы.
На самом деле, заявление "ЛУКОЙЛа" остальных "нефтяников", да и сам "ЛУКОЙЛ" ни к чему не обязывает. Ненароком ответственность опять была сложена на политиков: "Насколько долго цены будут удерживаться на текущем уровне, зависит от того, насколько быстро правительство разработает комплекс мер по дифференциации НДПИ, и от того, примет ли их в быстром темпе Госдума" , - заявил Леонид Федун.
Снизить цену на бензин сможет и биржа нефтепродуктов, которая должна открыться в 2006 году. Сейчас нефть движется в рамках вертикально интегрированных компаний, а если в России появится биржа, где цены будут складываться исключительно на основе баланса спроса и предложения, то можно будет защитить потребителя от сговора производителей, а внутренний рынок от высоких цен на нефть. Федеральная антимонопольная служба согласовала с Министерством экономического развития и торговли РФ проект постановления правительства РФ об организации госзакупок нефтепродуктов в режиме биржевой торговли.
"Мы осуществляем мониторинг рынка нефтепродукта. Все участники рынка, их всего три в нашем регионе, присылают нам сведения, какие у них оптовые и розничные цены на эту неделю. Если у них повышение и нам кажется что это необоснованно , то мы делаем запрос. До весны рынок стабилен, а потом он будет зависеть от решений на высоком уровне - налогообложения, биржи нефтепродуктов, когда она начнёт реально работать", - сообщила Татьяна Колотова, начальник ФАС по Свердловской области .
Как и когда начнёт работать биржа - сейчас неизвестно, неизвестен и механизм её работы, поэтому уверенно говорить о том, что она сможет стабилизировать цены на бензин нельзя.
Между тем, по данным Минпромэнерго, информация о росте цен на бензин в январе не соответствует действительности в силу использования некорректной методики обработки данных. Сегодня помощник главы Министерства промышленности и энергетики Станислав Наумов заявил, что наоборот цены на топливо в РФ снизились по сравнению с январём 2005 года. Так, средневзвешенная отпускная цена на российских НПЗ на бензин марки Аи-92 29 декабря 2005г. составила 17 тыс. 395 руб./т, 12 января 2006г. - 15 тыс. 679 руб./т, а 18 января - 15 тыс. 798 руб./т. Оптовая цена предприятий нефтепродуктообеспечения на бензин Аи-92 составила 29 декабря 2005г. 17 тыс. 946 руб./т, 12 января с.г. - 17 тыс. 259 руб./т, а 18 января - 17 тыс. 348 руб./т. Цена в рознице составила 29 декабря 2005г. - 16,53 руб./л, 12 января с.г. - 16,52 руб./л, а 18 января - 16,54 руб./л. Аналогичная или схожая ситуация наблюдается и по другим видам топлива.
"Таким образом, январский "рост" цен на бензин является послепраздничной коррекцией рынка, выходом на нормальные ценовые уровни. Говорить о некоем резком росте цен в январе нельзя", - подчеркнул Станислав Наумов.
Есть рост или нет, и по какой методике его считать, можно спорить долго. Для потребителя же критерий один - ценники на автозаправках. C нового года цены на самый ходовой 92-й бензин на тех же лукойловских АЗС подросли с нового года на 20 копеек.
И это, судя по всему, лишь начало. Мировые цены на нефть опять начинают бить рекорды, а значит роста, причем, возможно, в самое ближайшее время, не избежать. Виноватых, как водится, не будет. Нефтяники давно научились"считать правильно", чтобы повышения выглядели коррекцией рынка. У чиновников и депутатов тоже всегда находятся серьезнейшие причины, почему НДПИ до сих пор не отвязан, а нового закона "О недрах" как не было, так и нет. Пока же гармоничный баланс сосуществования политиков, нефтяников и потребителей заключается в ожидании. И, вряд ли, лучшего для последних.
Комментарии