Конфереция

Калининградский губернатор запретил "Русснефти" строить терминал для экспорта нефти

Калининградский губернатор Георгий Боос отказал президенту и совладельцу "Русснефти" Михаилу Гуцериеву в разрешении построить на территории области морской терминал для экспорта нефти стоимостью более $200 млн. При нынешнем избытке экспортных мощностей у "Транснефти" нефтяники от такого решения ничего не теряют, считают эксперты.
В компанию "Русснефть" входят 30 предприятий, которые разрабатывают месторождения с суммарными извлекаемыми запасами более 600 млн т, два НПЗ - "Орскнефтеоргсинтез" и "Краснодарэконефть" - суммарной мощностью около 10 млн т нефти в год, 300 АЗС в пяти регионах России и нефтемаслозавод в Оренбургской области. Текущий уровень добычи в годовом исчислении составляет 16,5 млн т нефти. Выручка по РСБУ за 2004 г. составила 27,4 млрд руб., чистая прибыль - 4,7 млрд руб.
"Губернатор Георгий Боос принял окончательное решение об отказе компании "Русснефть" в разрешении на строительство нефтеперевалочного комплекса в Янтарном. Данный проект идет вразрез с намерением главы региона развивать на морском побережье Калининградской области рекреационные комплексы и индустрию туризма", - говорится в заявлении, сделанное вчера министром инфраструктуры правительства Калининградской области Сергеем Булычевым. "В курортной зоне нефтеперевалочных терминалов не будет", - подчеркнул чиновник.
Постановление о поддержке проекта строительства "Русснефтью" терминала в Янтарном в апреле 2005 г. подписал бывший глава администрации Калининградской области Владимир Егоров. Согласно этому документу, инвестор планировал построить нефтеперевалочный комплекс мощностью 5 млн т в год и стоимостью около $200 млн. Проект предусматривал установку выносного причального устройства в 2-3 км от берега, благодаря чему можно было бы ставить под погрузку двухкорпусные танкеры дедвейтом 100.000 т. Завершить строительство планировалось к концу 2006 г. Прежний губернатор довольно активно пропагандировал проект, хотя сама "Русснефть" обычно воздерживалась от официальных комментариев на эту тему.
Руководитель пресс-службы "Русснефти" Эдуард Саркисов заявил, что в течение определенного периода компания действительно изучала вопрос о возможном строительстве терминала и реакцию местных властей на этот проект.
А генеральный директор ООО "Специализированный бункерный терминал "Янтарный" (100%-ная "дочка" "Русснефти") Валерий Самойлов подтвердил, что по решению властей Калининградской области проект реализован не будет. Он также посочувствовал региону, который лишился не только инвестиций в размере $270 млн, но и предприятия, которое с точки зрения экологии стало бы эталоном на всем побережье Балтийского моря.
Аналитик нефтяного агентства Argus Media Александр Ершов говорит, что плюсом проекта "Русснефти" являлись железнодорожные тарифы, которые при доставке нефти в российские порты существенно ниже, чем в близлежащие иностранные, например в литовскую Клайпеду. Вместе с тем он отмечает, что любой экспорт по железной дороге сейчас является маргинальным, так как из-за высоких налогов и пошлин не дает приемлемой прибыли. "К тому же рост добычи замедлился и у "Транснефти" появился профицит экспортных мощностей, так что ни на нефтяном рынке, ни на "Русснефти" запрет Бооса никак не отразится", - заключает эксперт.
Комментарии