Конфереция

Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин рассказал о ситуации на топливном рынке

Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин рассказал о ценах на бензин и ответил на вопросы о ситуации на топливном рынке Петербурга.

Ситуация в СПб с газовым топливом и станциями по установке газобаллонного оборудования.

Газовые станции делятся на два вида - рассчитанные на природный газ и бутан-пропан. Природный газ доступен, но им долго заправлять - в основном, на нем ездит грузовой транспорт. Бутан-пропан для легкового транспорта. Там маленький баллон - скорость сопоставима с бензином, но цена в два раза дешевле. В Петербурге слабо развиваются станции из-за того, что не могут газ купить, так как объем его ограничен, и в основном идет в нефтехимию. Продают его добытчики. Кроме того, газ мало доставить, его нужно где-то хранить. Хранение осуществляется в поселке Саперный - в собственности компании, которая неохотно идет на его продажу заправочным станциям. Количество автосервисов, которые предоставляют оборудование для работы на газу - достаточное. Водители не хотят ездить на машинах на газу - зимой такой автомобиль плохо заводится. Была программа перевода муниципального транспорта на газ. Водителю доплачивали только за то, что он будет говорить правду о нем. Претензий к газовому оборудованию со стороны водителей не было, затрат было меньше.

Себестоимость добычи нефти либо стоит на месте, либо снижается. Почему спекулятивное повышение стоимости нефти на внешнем рынке отражается на росте стоимости бензина внутри страны?

Товар продают тому, кто больше заплатит. За границей платят больше. Если покупатель в России покупают бензин по сегодняшним ценам - значит есть покупательская способность. Например, если литр бензина будет стоить 25 рублей, то очень многие откажутся от поездок. Значит, до этого порога повышать цены можно. Плюс - высокая мировая цена. Нефтяные компании хотят сбывать продукт внутри страны, но приблизив цены к мировым. Что касается приватизации, то понятно желание простого человека получить свою долю в недрах страны, которые, по мнению многих, были распределены совершенно несправедливо. С другой стороны, все понимают, что любая попытка массовой приватизации или национализации - это потрясение, которое российская экономика не выдержит.

Насколько повысятся цены на топливо, после окончания моратория на цены, который нефтетрейдеры объявили осенью 2005 года?

По инициативе Российского топливного союза Правительство РФ обратило внимание на рост цен. Реакция шла с начала весны. Летом думали, к осени ничего сделано не было и в результате произошел скачок цен. После этого Правительство обратилось к нефтяным компаниям. Моратория как такового не было и нет. Когда было совещание, оно состояло только в том, что попросили не повышать цены. А ноябрь - обычно и так падение оптовых цен. Заморозить цены было не проблематично, розничные цены никогда не падали так, как оптовые. За последние годы выявлена четкая тенденция - ноябрь-спад цен, январь стояние на месте, конец апреля - рост оптовых цен на 300-400 руб за тонну. Розница отстает недели на две, увеличиваясь значительно меньше - где-то в три раза. То, что зарабатывается на рознице - ноль. Потому можно смело говорить, что до марта повышения цен на бензин не будет. Правительство обещало пересмотреть ставку налога на добычу полезных ископаемых, плюс, постоянное внимание правительства не позволяет нефтяным компаниям на свое усмотрение поднимать цены.

Насколько активно сейчас строят в Петербурге заправки нефтяные компании?

Сегодня в городе 325 автозаправочных станций, в этом году сданы в эксплуатацию 10 станций. В течение года-полтора будет построено где-то 50 станций. Для сравнения - в Москве где-то 700 станций, при том что Москва не в два раза больше Петербурга, хотя машин там раза в четыре больше. Сейчас нет такого места, где нельзя заправиться. Городу нужны станции в новых районах. Из центра доехать до станции можно за 5-7 минут в выходные дни. Поэтому строить станции исключительно под будни не нужно. Очередей на автозаправочных станциях нет, зато бывает, что на одной улице в три километра - пять станций и жители постоянно пишут жалобы.

Каков предел цены на бензин, который по силам выдержать потребитель?

Мы проводили опрос в Петербурге. Опросили около 60 водителей. Разного уровня достатка. В среднем, получилось так, что 20 рублей - водители еще готовы ездить. 25 рублей - придется от чего-то отказываться. Речь шла о 92 бензине. На нем ездит, примерно, 40% автолюбителей. 76-й бензин использует 20%. 95-й - около 25%. Дизельным топливом заправляется 18-20%. Эти данные получены из исследования реализации топлива на 325 АЗС Петербурга. В следующем году, по заявлениям нефтяных компаний, цены на 92-й бензин не превысят 20 рублей. Ограничения, вводимые в приказном порядке, не пройдут. Допустимы только рыночные рычаги. Должно быть все экономически обосновано. Цена формируется на рынке. Как регулировать цены на государственном уровне, пока непонятно. Нет единого мнения о том, с помощью каких рычагов воздействовать на ситуацию на рынке.

Нужны ли Петербургу новые заправки?

Нужны - в новых кварталах, на кольцевой дороге. Внутри города - не нужны, по-моему. Очередей на заправках уже нет. Мы с вами от них уже отвыкли. Если на бензоколонке стоит две машины, то третья уже не останавливается - едет на следующую АЗС. Мне, как автолюбителю, совсем не нужно 5 заправок на 1 км. Достаточно одной. Тем не менее, нефтяные компании стремятся строить все больше колонок - они считают, что найдут своего потребителя. Мы получаем очень много жалоб от жителей домов, которые буквально окружены заправками.

Могут ли нефтретрейдеры оповещать о грядущих повышениях цен на топливо?

На протяжении пяти лет в нефтяном клубе изучается изменение цен и состояния топливного рынка, и все резкие повышения мы озвучиваем. За месяц вперед мы предупреждаем и о возможном повышении. К сожалению, наши прогнозы всегда сбывались. Мы обращаемся к правительству, чтоб они помогали нам в решении вопроса сдерживания роста цен и вырабатывало шаги по их сдерживанию. Мы отказались от задействования резервов для сдерживания цен, так как объемы запасов недостаточны.

Действительно ли падает рентабельность торговли бензином?

Да. Порог рентабельности - 10-15 тыс литров продаж на станцию. А есть станции, качающие по 3 тысячи. Они сегодня нерентабельны. 5 тыс литров - окупаемость станции возрастает до 25-30 лет.

При торгах земельными участками администрация Петербурга выставляет лоты по 15-30 участков. Есть мнение, что это специально делается, чтобы заправки строили только крупные нефтяные компании.

Решение о торгах большими лотами было принято правительством в интересах одной компании - ЛУКОЙЛ. Ей продали за раз 30 участков. Условия написали специально для нее. По логике - участки должны выставляться по одному. Тогда участвовать могут все. И большие и малые нефтетрейдеры. Побеждает тот, кто больше заплатил. Увеличив лоты, городская администрация отсекла небольшие компании. Стартовая цена на последних торгах за 15 участков - $7 млн. Победила "ТНК-BP", которая может себе позволить такие траты. По расчетам, город получает гораздо большую прибыль, если участки реализуются по одному. Наш клуб обратился к губернатору с просьбой еще весной - реализовывать участки по одному. Просили и антимонопольную службу, но закона, запрещающего формировать большие лоты, - нет. Вопросы решаются за кулисами. Администрации удобнее договариваться с тремя крупными компаниями, чем с десятками мелких. Большая компания прозрачна, платит налоги и т.д. Мы с этой позицией не согласны. Администрация лукавит. Небольшие компании столь же открыты. Возможно, с ним просто не умеют работать?

Программа альтернативных видов топлива

активно развивается за рубежом. В плане российских научных разработок в этом направлении мы отстали на 20 лет, хотя образцы альтернативного топлива были разработаны. Я сам видел, как Газ-66 двигался на альтернативном виде топлива - обычной воде. Эта установка была разработана на Балтийском заводе. Машина на воде не появилась из-за отсутствия финансирования, тем более что нефтяным компаниям это не выгодно. Нефтяного топлива хватит на 50-80 лет.

В Петербурге появилось несколько АЗС под брендом НОРМА

Насколько я знаю, это действительно так. Собственник - Фаэтон. Компания разбила свои заправки по трем классам - премиум (Аэро), средний класс (Фаэтон), эконом-класс (Норма). Сегодня Фаэтон имеет много поставщиков, что позволяет ему обеспечивать топливом все эти типы заправок.

Качество топлива

Сегодня существует 2 категории компаний. Одни жестко отслеживают качество бензина. Качество контролируют при приходе топлива. Используют присадки, которые также улучшают качество топлива. Другие компании - гонятся за низкой ценой на бензин. Примерно четверть компаний работают за счет дешевого топлива. Бензин изготавливается или в соответствии с ГОСТом или в соответствии с техническими условиями. И то и другое законно. Для того, чтобы понимать, какое топливо реализуется на заправке, принята программа об экологических знаках. Всего из 325 заправок знак получили только 31. Это Петербургская топливная компания, ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт, Татнефть-Балтика, Кириши-Автосервис, и одна станция "Магистраль". Компании, подающие заявки, проходят всестороннее обследование. Подают заявки добровольно. Значит, если компания подает заявку, не боится сказать, откуда поступает ее топливо.

Какие АЗС Вы рекомендуете?

Те компании, которые реализуют топливо с Ярославского и Киришского завода. Оператор должен предоставить эту информацию покупателю. Надо попросить паспорт качества. Хорошее топливо покупают Петербургская топливная компания, Кириши-Автосервис, Славнефть реализует топливо с Ярославского завода, но не на всех своих станциях. Я заправляюсь на ПТК бензином Евро и на станции Баррель, а также Кириши-Автосервис.

Программа размещения АЗС в Петербурге

Желание нефтяных компаний понятно - это новый рынок сбыта. У нефтяной компании станция с 5 тыс литров закачки - рентабельна, срок её окупаемости 20-25 лет. Нами была разработана Программа размещения топливно-заправочного комплекса Петербурга, которая предполагала методику рационального размещения АЗС. В ней были учтены факторы интенсивности движения, уровня шума, загрязнений и т.д. Методика определяла расстояние между станциями с учетом ныне существующих АЗС. Таким образом, Правительство лишилось бы возможности уплотнять количество заправок. Поэтому она принята не была.

Нужно ли петербургским компаниям покупать новые АЗС? Многие другие крупные компании имеют больше преимуществ.

Наши операторы расширяют сети для того, чтоб расширить географию. Если остальным нефтяным компаниям важнее количество, то наши компании покупают, только там, где нет их присутствия. Каждая компания будет жить, если у неё есть постоянный поставщик, а долгосрочные договора со многими нефтяными компаниями у петербургских организаций заключены. Например, компания "Фаэтон" имеет 10 поставщиков.

ПТК хочет продать все свои заправки и уйти в другой бизнес.

Не могу сказать за ПТК. Давайте пофантазируем. У ПТК в городе 89 АЗС, всего же сеть состоит из 120 станций. Вчера на аукционе пустой участок был приобретен за $1 млн 600 тыс, следовательно, можно сказать, что готовая станция может быть продана за 2,5 млн. Умножьте на количество станций и, учитывая, что это сеть раскрученной компании, то умножьте ещё в два раза. Почти каждая компания получала предложение от нефтяной компании о продаже сети станций. Каждый владелец сети подумал о её стоимости, высказал свои соображения и получил ответ. О результатах можно судить по совершившимся сделкам. Например, в 2003 году компания "Восход" продала Лукойлу 8 станций, несколько станций продал "Фаэтон". Приезжали разные московские компании. Каждая независимая компания задумывается о продаже. Когда договорятся, тогда и продадут.

Откуда на станциях АЗС появляется некачественное топливо? Вредно ли топливо с присадками?

На автозаправочные станции попадает топливо, которое изготовлено по ТУ (техническим условиям) и по ГОСТу. И тэушное и гостовское топливо может приходить с нефтеперерабатывающего завода. Тэушное топливо может приходить так же с частных нефтебаз. При производстве на нефтебазе применяется определенная техцепочка, в которой может произойти сбой процесса приготовления топлива. Здесь может сработать человеческий фактор - дядя Вася выключит установку раньше времени. Тот же дядя Вася может нарушить объем добавления присадки, и на выходе получится бензин с худшими показателями, который попадает на АЗС. Бывают случаи, когда при изготовлении производитель умышленно применяет более дешевую присадку и сокращает время на изготовление топлива. Присадки бывают повышающими октановое число и улучшающими качество топлива. К улучшающим относятся марки FUTURA и EURO, которые, не изменяя показателей топлива, улучшают его качество за счет полного сгорания. Другие присадки увеличивают октановое число и превращают 76-й бензин в 92-й. Если бензин превращен с соблюдением всех ТУ, автомобиль разницы не почувствует. В реальности же играет роль человеческий фактор.

Чем отличается бензин зарубежных сетей АЗС от отечественных?

Ничем. В городе работают Neste и Shell, они уже давно не привозят топливо из-за рубежа. Все это топливо производится здесь - поставки осуществляет Лукойл и Киришский завод. База Neste располагается в Ломоносове, там же, где и Shell. У Neste есть жесткий четырехступенчатый контроль качества, они проверяют каждую цистерну, принимают только качественное топливо, хранят только у на своих базах, возят только на своих машинах и нигде нельзя навредить качеству топлива.
Комментарии