Конфереция

Российский топливный союз просит прокуратуру отменить постановление правительства Москвы о требованиях к топливу

Российский топливный союз обратился к прокурору Москвы Анатолию Зуеву с просьбой через арбитражный суд отменить постановление Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 952-ПП в части утвержденных "обязательных экологических требований к моторному топливу". РТС считает, что данное постановление ограничивает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации моторного топлива в Москве, а также противоречит Конституции РФ, ряду Федеральных законов и специальному техническому регламенту, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 года N609. Как сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко на заседании Совета директоров РТС, прошедшем в Петербурге в ПО "ПНСК", данное постановление Правительства Москвы будет отменено либо через прокуратуру и арбитражный суд, либо через специальное постановление Президента РФ.
Правительством Москвы издано Постановление N 952-ПП от 28.12.2004 года "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками". Данным постановлением одобрены стандарты на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками и утверждены обязательные к исполнению экологические требования к качеству моторного топлива в г. Москве при его хранении, реализации, а также при заправке автотранспортных средств.
Законодательной основой для издания указанного постановления Правительства Москвы явились действующая до 01.01.2006 г. редакция статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ от 04.05.1999 года "Об охране окружающей среды" и действовавшая до 01.01.2005 года редакция статьи 15 Федерального закона от 10.01.2002 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
РТС полагает, что постановление противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Части 4 и 5 статьи 6 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в редакции, действующей до 01.01.2006 года, представляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации право "...разрабатывать и издавать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации и осуществлять контроль их исполнения; разрабатывать и утверждать нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, содержащие соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне".
Однако на момент издания Постановления N 952-ПП ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона N 7-ФЗ уже противоречили вступившему в силу с 1 июля 2003 года Федеральному закону от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и не могли явиться правовым основанием для принятия дополнительных обязательных требований к продукции, поскольку после вступления в силу закона "О техническом регулировании" разработка и принятие вновь вводимых обязательных требований к продукции должны производиться только в виде технических регламентов.
Пункт 1 статьи 4 закона "О техническом регулировании" закрепил полномочия по изданию нормативных правовых актов в области технического регулирования только за федеральными органами законодательной и исполнительной власти, лишив таких полномочий органы власти субъектов РФ. Более того, согласно п. 3 ст. 4 закона "О техническом регулировании" даже федеральные органы исполнительной власти с 1 июля 2003 г. вправе издавать в сфере технического регулирования нормативные акты только рекомендательного характера, поскольку появился единственный объект государственного контроля - исполнение требований технических регламентов.
Налицо коллизия между действующими федеральными законами N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части принятия обязательных требований к продукции и осуществлению контроля за их соблюдением. По общему правилу, подтвержденному Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, принятая позднее, т.е. закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Таким образом, постановление Правительства Москвы N 952-ПП, установившее обязательные экологические требования к моторному топливу, относящиеся к сфере технического регулирования, вошло в противоречие с требованиями п. 2 ст. 4 и п.1 ст. 46 закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Кроме того, форма и содержание самого постановления N 952-ПП и введенное им в действие понятие "обязательные экологические требования" не соответствуют ст. 2, 3, 4, 6 и 46 закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Редакция ст. 15 закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", отмененная с 01.01.2005 г., предоставляла Правительству Москвы право вводить ограничения на использование нефтепродуктов. Однако, постановление Правительства Москвы N 952-ПП ввело не ограничение, а фактически запрет на реализацию на топливном рынке Москвы нефтепродуктов, разрешенных к использованию в России, но не соответствующих установленным в г. Москве экологическим требованиям. Тем самым нарушается конституционный принцип обеспечения единства экономического пространства по свободному перемещению товаров и услуг. В этой части постановление Правительства Москвы N 952-ПП противоречит п. 1 ст. 8 Конституции РФ, п. 3 ст. 1, п.2 ст. 129 ГК РФ, а также ч.4 п.1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Характерно, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках осуществления административной реформы для недопущения указанной ситуации органы государственной власти субъектов федерации РФ были лишены права вводить ограничения на использование нефтепродуктов. При этом, соответствующим положениям закона N 122-ФЗ года не была придана обратная сила, что также влечет несоответствие указанного Постановления Правительства Москвы N 952-ПП действующей редакции Закона N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" своим Постановлением от 12 октября 2005 года N 609 утвердило специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации" вредных (загрязняющих) веществ". Приложением N 3 к специальному техническому регламенту утверждены "Основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники". Экологические требования к моторному топливу, утвержденные постановлением Правительством Москвы N 952-ПП, противоречат техническим требованиям к характеристикам топлива и срокам введения их в действие, изложенным в приложении N 3 названного специального технического регламента.
Кроме того, Московская Городская Дума 17.03.2004 г. приняла новую редакцию Закона города Москвы от 14.07.1999 года N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям". Статьей 2 новой редакции данного закона г. Москвы Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы (ДПиООС) дополнительно наделен полномочиями по контролю соответствия реализуемого моторного топлива экологическим требованиям, введенным постановлением Правительства Москвы N 952-ПП, а также увеличены размеры штрафов. Таким образом, на региональном уровне завершено создание правовой основы для привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушения экологических требований, а по сути региональных стандартов.
В настоящее время ДПиООС уже налагает на владельцев автозаправочных станций максимально возможные административные штрафы в размере 200000 руб. по выявляемым фактам несоответствия реализуемого топлива экологическим требованиям, установленным вышеназванным постановлением Правительства Москвы. При осуществлении контроля ДПиООС не принимает во внимание. что наряду с недобросовестными продавцами, реализующими действительно фальсифицированное топливо, в качестве нарушителей постановления N 952-ПП на основе закона N 33 наказываются добросовестные предприниматели, реализующие моторное топливо, произведенное на нефтеперерабатывающих заводах согласно действующим нормативным документам федерального уровня, но не соответствующее по своим характеристикам повышенным экологическим требованиям в г. Москве.

Текст обращения РТС к прокурору Москвы Анатолию Зуеву
Комментарии