Конфереция

Рост цен на бензин в России в 2006 году составит не менее 11%. Топливники резко цены не повысят

Приближение нового года традиционно ассоциируется с неизбежным ростом цен на все и вся, в том числе на бензин. А то, что автомобильное топливо подорожает, у обывателя сомнений нет. Решение заморозить цены на бензин до 1 января 2006 было принято в сентябре. Под соглашением подписались "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и ТНК-ВР. Но после более чем трехмесячной постной диеты логично ожидать, что нефтянку обязательно потянет на бифштекс с кровью и компании отыграются за вынужденное воздержание.
Бензин будет дорожать - это факт. Весь вопрос - насколько дорожать? Прогнозы разные. Цены на бензин в 2006 году будут расти медленней, чем в 2005 году, поскольку цена на нефть не превысит 50 долл. за баррель, убежден глава Минфина Алексей Кудрин. "Мы не ожидаем роста цен на бензин в России в 2006 году такими же темпами, как это было в 2005-м, - утверждает он. - Цены на бензин не вырастут больше, чем на уровень инфляции - 7 - 8,5%".
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает прогноз Минфина заниженным. Цены на бензин вырастут минимум на 11%, заявил он. В этом отношении он полностью солидарен с главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым. Однако 11% не предел. В том случае, если нефть на мировых рынках будет дорожать теми же темпами, как в этом году, то история повторится. И это очень похоже на правду. Международный картель, напомнил Григорий Сергиенко, объявил, что не заинтересован в снижении цен на нефть.
К неприятному повороту готовится морально правительство. Если мировая цена на нефть в будущем году не превысит $50 за баррель, что окажет ограничивающее влияние на темпы роста цен на бензин. Таким образом, полагают эксперты, стоимость бензина на АЗС под влиянием различных факторов может как снизиться вслед за мировой динамикой, так и вырасти от компенсации компаниями недополученной в период "заморозки" прибыли.
"Цены на бензин на внутреннем рынке были "задраны" в прошлом году, - заявил заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. - Это аномальная картина для нормальной экономики". Аномалия, напомнил чиновник, стала возможна благодаря внеплановому подключению административного ресурса. Тогда в середине года с нефтянки взяли налогов больше, чем планировалось, и она отыгралась на потребителях. "Государство в таких случаях чаще всего и выступает провокатором", - сказал Александр Сакович.
Но даже если убрать административный ресурс, то у нефтяных компаний нет резона повышать цены на автомобильное топливо больше инфляции. Несмотря на это, считает Александр Сакович, бензин в 2006 году подорожает на 10-11%. Причем первый всплеск случится скорее всего не в январе - месяце во всех отношениях "сонном", а в начале второго квартала. Минфин пытается превентивными мерами если не предотвратить, но хотя бы смягчить неизбежное. Так, с 1 февраля экспортная пошлина будет снижена примерно на $20, составив около $160.
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев не предвидит в новом году каких-либо потрясений на топливном рынке России. "Существенных изменений не будет, - считает он. - За время действия соглашения заморозить цены на бензин компании ничего не потеряли". Дополнительные стимулы умерить аппетиты у них появятся после принятия законов, направленных на снижение налогового бремени на отрасль. Хотя они вступят в силу лишь с 2007 года, но для нефтяников важно получить от государства гарантии. "В этом случае, - сказал эксперт, - они будут готовы пойти на продление соглашения".
Любопытна позиция самих нефтяных компаний. Руководитель пресс-службы "Сибнефти" Алексей Фирсов заметил, что у руководства и в мыслях нет после 1 января резко повышать цены на бензин. Он особо подчеркнул, что компания намерена строить бизнес в русле рыночных тенденций, однако "с пониманием относясь" к принятым на себя в добровольном порядке ограничениям. "Ну а в остальном, - сказал Алексей Фирсов, - мы ориентированы на рынок".
Комментарии