Конфереция

Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязательном страховании АЗС

Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в первом чтении проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Документ поддержали 285 депутатов, против высказался 101 парламентарий, воздержались 5. Проект закона устанавливает обязанность владельцев опасных производственных и иных объектов страховать свою гражданскую ответственность, которая может возникнуть вследствие причинения вреда в результате техногенной аварии или катастрофы. К опасным объектам отнесены автозаправочные и газонаполнительные станции, базы хранения ГСМ, гидротехнические сооружения, вредные химические производства и т.д. Страховые суммы, в зависимости от вида объекта, устанавливаются в размере от 14,8 млн рублей до 1,7 млрд рублей (для предприятий и организаций, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации федерального масштаба).
Против нового вида обязательного страхования выступили фракции КПРФ, "Родина", ЛДПР и "Народная воля-СЕПР", однако "единороссы" поддержали проект. Комитет Госдумы по безопасности высказался категорически против принятия законопроекта. Многие депутаты в ходе дискуссии предлагали отложить рассмотрение документа, чтобы дождаться результатов антикоррупционной экспертизы (думская комиссия по противодействию коррупции не успела провести эту работу, так как поручение было дано всего два дня назад). Правительство РФ и Главное правовое управление администрации президента поддержали законопроект при условии его доработки ко второму чтению. Закон, в случае его принятия, вступит в силу по истечении 12-ти месяцев со дня его официального опубликования.
Напомним, глава подкомитета по страховому законодательству банковского комитета Госдумы РФ Александр Коваль говорит, что стоимость страхования для эксплуатанта АЗС за причинение вреда третьим лицам составит $500 в год при максимальном уровне страхового возмещения в $500 тыс. Такую оценку он привел, основываясь на выводах разработчиков законопроекта об обязательном страховании эксплуатантов опасных объектов в РФ - Ассоциации страховщиков топливно-энергетического комплекса. По словам Александра Коваля, тариф на этот вид страхования будет определяться с учетом коэффициентов, установленных для различных категорий опасных объектов, а также проведенных эксплуатантами мероприятий с целью предотвращения возможных аварий. При этом, добавил А.Коваль, средняя величина тарифа по всем видам эксплуатируемых объектов составит 0,25% от страховой суммы. В соответствии с экспертными оценками специалистов страхованием может покрываться около 30-40% ущерба, вызванного авариями на опасных объектах, отметил он.
По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, в течение 2006 года проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" будет дорабатываться, и раньше 2007 года его вряд ли введут в действие. Помимо работы над самим законопроектом, необходимо будет вносить изменения по опасным объектам в Федеральный закон от 21.07.1997г. N116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В уже после этой работы Правительство РФ должно будет установить страховые тарифы по всем видам эксплуатируемых объектов. По этим тарифам предстоят еще дискуссии, говорит Григорий Сергиенко.
Как отметил Григорий Сергиенко, расчеты в законопроекте, проведенные относительно стоимости страхования для эксплуатанта АЗС, показывают, что владельцу АЗС придется ежегодно платить страховым компаниям от $4.000 до $14.000. Президент Московской топливной Ассоциации Евгений Аркуша договорился с разработчиком законопроекта Александром Ковалем о том, чтобы на следующей неделе встретиться для обсуждения возможности учета в законопроекте точки зрения топливных операторов. В частности, РТС будет оспаривать суммы страховых премий в законопроекте об обязательном страховании АЗС.
Как отметил Григорий Сергиенко, нельзя сравнивать АЗС и нефтебазу, поэтому в законопроекте необходимо корректировать многие нормы. Кроме того, остаются противоречия связанные с опасными производственными объектами. В законопроекте говорится о ситуации, когда эксплуатант АЗС нарушает правила промышленной безопасности - однако для АЗС их не существует.

В начале декабря Комитет по безопасности Госдумы рассмотрел проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" и высказался против него. По словам заместителя председателя Комитета В.П.Войтенко, вводить обязательное страхование объектов в условиях отсутствия технического регламента, определяющего общие положения и принципы обеспечения безопасности опасных объектов на всех стадиях их жизненного цикла, просто недопустимо. Выступившие в обсуждении депутаты отметили, что принятие законопроекта может послужить началом произвола в отношении многих хозяйствующих субъектов.
Учитывая, что законопроект не содержит четкого определения страховых тарифов по обязательному страхованию, для многих предприятий это может обернуться банкротством. Кроме того, законопроект создает условия для недобросовестной конкуренции и выдавливанию с рынка неугодных предпринимателей. По мнению большинства выступивших депутатов, в появлении законопроекта просматривается откровенное лоббирование интересов страховых компаний, а не забота об интересах людей и их безопасности, как это прописано в пояснительной записки к законопроекту.
В результата по итогам обсуждения подавляющим большинством голосов (при двух против) Комитетом было принято решение не поддерживать проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта " и обратиться в Совет Государственной Думы с предложением направить его в Комиссию Государственной Думы по противодействию коррупции с целью его экспертизы на предмет возможных коррупционных проявлений.
Правительство РФ поддержало законопроект при условии учета сделанных им замечаний. В частности, правительство отметило, что представленное финансово-экономическое обоснование недостаточно полно, что не позволяет объективно оценить последствия введения законопроекта в действие.
1. Правительство считает, что финансовая оценка последствий введения законопроекта в действие должна быть сопоставима с реальными возможностями бюджетов разных уровней, и только при наличии адекватных финансовых возможностей бюджетов всех уровней подобный закон может быть реализован. 2. Правительство считает, что положения законопроекта должны быть согласованы с законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "Об организации страхового дела в Российской Федерации". 3. Законопроектом предусмотрено право страховщика на дополнительную экспертизу опасного объекта при заключении договора страхования. Однако не определен порядок и условия проведения экспертизы. Также не ясно, как дополнительная экспертиза должна учитываться при расчете возможного ущерба. 4. Требуется уточнить, какой орган осуществляет экспертную оценку по страховым операциям в соответствии со ст. 7 законопроекта, а также механизм расчета размера страховых сумм по данному виду страхования. 5. Не определены статус "аккредитованной организации", дающей заключение по расчету возможного ущерба, а также порядок и критерии осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласования расчета возможного ущерба. 6. У правительства имеется ряд замечаний в части уточнения и (или) приведения в соответствие с действующим законодательством основных используемых понятий, а также положений, касающихся страховой суммы, страховой премии, страхового тарифа, страховых выплат, прав и обязанностей страхователей. 7. Правительство также считает, что необходимо провести инвентаризацию всех опасных объектов, которые подпадают под его действие.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта"

Комментарии