Конфереция

Бензин - 36 рублей за литр. Россия может начать импортировать нефтепродукты

Большинство населения России ждет наступления нового года в радостном предчувствии каникул. Ожидания автомобилистов менее радужны - с 2006 года должен закончиться мораторий на бензиновые цены. Напомним, 19 сентября нынешнего года крупнейшие нефтяные компании России после переговоров с правительством заявили о том, что розничные цены на бензин на принадлежащих им автозаправках будут заморожены до конца декабря. Это неординарное решение было вызвано резким недовольством властей бурным ростом цен в предыдущие месяцы.
Участники договора сдержали слово: цены на бензин на их заправках не выросли. С другой стороны, и не упали, хотя мировая цена на нефть практически все это время была ниже, чем в день "заморозки".
По словам главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна, его ведомство не ведет переговоров о продлении моратория. Однако сразу после новогодних праздников цены на бензин вряд ли взлетят. До конца февраля крупные бензиновые оптовики заметного их роста не ожидают. Эксперты с ними согласны. Как сказал аналитик компании "Проспект" Дмитрий Мангилев, "в это время и спрос на топливо ниже и мировые цены не растут".
Зато в начале весны, когда компании определяют новые тарифы, а автолюбители начинают выводить свои машины из зимней спячки, цены на бензин могут скакнуть. Но Дмитрий Мангилев полагает, что правительство и депутаты к тому времени успеют ввести новые правила расчета налогов и пошлин, которые помогут снизить издержки нефтяников, а те в ответ сгладят рост цен.
Впрочем, похоже, что главные проблемы у нас впереди. До сих пор Россия сама обеспечивает себя топливом, как дизельным, так и бензином. Но автомобилей в стране с каждым годом становится все больше, а вот производство "корма" для машин не растет. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), построенные не один десяток лет назад, морально и физически устарели, они не способны производить качественный бензин в необходимых количествах. И уже в ближайшие годы топлива перестанет хватать.
По прогнозам экспертов, к 2010 году производство и потребление бензина в стране сравняются, в дальнейшем неизбежен дефицит. Что происходит при дефиците какого-либо товара, мы прекрасно помним: либо товар дорожает (ведь тогда придется импортировать очень дорогой европейский бензин), либо государство "в заботе о народе" вводит ограничения на его потребление, а значит, товар дорожает еще больше.
Спасти от ценников вроде "Аи-92 - 35,9", безумных очередей, талонов на дешевый льготный бензин и целой отрасли "фальшивоталонщиков" может только одно - немедленное начало строительства новых НПЗ. По оценкам руководства Российского топливного союза, инвестиции в нефтепереработку в ближайшие годы должны составить $10-15 млрд. Ничего похожего нет в планах ни у пока еще частных, ни у уже государственных компаний.
Пока цены на бензин в России примерно равны ценам на американских заправках и вдвое ниже европейских. Но если ситуация будет развиваться так же, как сейчас, по инерции, то волноваться из-за двух, трех или даже десяти процентов роста стоимости бензина буквально через пару-тройку лет будет просто смешно.



@@gsncejd@@

Дмитрий Царегородцев, старший аналитик инвестиционной компании FIM Securities
Правительство не может держать цены замороженными вечно, а прежние требования к нефтяникам имели больше социально-пиарные цели, которые уже достигнуты. Слишком часто так поступать - вогнать население в привычку к регулируемости всего и вся. Очень надеюсь, что будут налоговые решения, особенно в части акцизов. Полузапретительные экспортные пошлины тоже могут быть использованы. В разговоры о создании бензинового фонда для интервенций в случае резкого роста цены, что называется, "ни разу не верю". Идея практически нереализуемая, поскольку диспропорции на региональных уровнях интервенциями гасить не удастся. А управлять оптовым рынком возможно, но не стоит.
Комментарии