Конфереция

В январе резкого повышения цен на топливо в Петербурге не будет

В январе 2006 года резкого повышения цен на топливо в Петербурге однозначно не будет. Такое мнение высказал президент НП 'Нефтяной клуб Петербурга', Олег Ашихмин. Да и в целом, следующий год будет значительно отличаться 2005-го: кризис на топливном рынке заставил правительство уделить пристальное внимание ценообразованию. В начале года идет подписание новых квот на год, поэтому январь и февраль следующего года станут, скорее всего, месяцами затишья. А вот в марте-апреле, когда компании будут пересматривать баланс и регулировать тарифную политику, можно ожидать повышения цен. Однако, считает Олег Ашихмин, оно будет обдуманным и обоснованным, и ситуация конца августа-начала сентября, когда они росли со скоростью 1-2% в неделю, повториться не должна.
Напомним, что официально объявления о запрете на повышение цен со стороны властей объявлено не было, предприниматели отрицали и давление со стороны государства. 19 сентября - после совещания с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко - крупнейшие нефтяные компании объявили, что готовы 'заморозить' цены до 1 января 2006-го года. Впрочем, это вряд ли нанесло им большой ущерб. По словам Олега Ашихмина, это решение было экономически обоснованно, так как к концу года нефтяные копании выбирают все экспортные квоты, и им ничего не остается, как продавать нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке.
Между тем, федеральные власти постоянно подчеркивают, что не позволят ситуации выйти из-под контроля государства. Еще в октябре, во время общения с народом в прямом эфире Владимир Путин заявил, что правительство РФ примет меры для стабилизации цен на бензин. Христенко утверждал, что 'замораживание' - мера психологического характера, которая 'свое дело сделала'. Сейчас необходимы стратегические шаги, в частности, изменение режима налогообложения, которое сейчас обсуждается также в МЭРТ и Минфине.
Правительство и сейчас подтверждает свое намерение держать под контролем внутренние цены на бензин, а также жестко наказывать компании, нарушающие антимонопольное законодательство. По словам вице-премьера Александра Жукова, предотвратить рост цен на топливо должны законы, принятие которых состоится в ближайшее время. В частности, пересмотрят налог на добычу полезных ископаемых.
По словам Олега Ашихмина, единственным механизмом для стабилизации цен на внутреннем рынке является понижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Необходимо также сделать его независимым от мировых цен на нефть, чтобы внутренние цены меньше от них зависели. По словам руководителя федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна, объявление о том, что будут приняты соответствующие законодательные акты, и механизм дифференциации НДПИ начнет действовать с 2007-го года, может быть позитивно воспринято нефтяными компаниями. Поэтому рост цен на бензин уже в 2006-ом году можно будет удержать в пределах инфляции, а изменение системы начисления НДПИ позволит нефтяным компаниям увеличить инвестиции в геологоразведку и в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов.
Между тем терпение автомобилистов пока еще не исчерпано. По данным исследования холдинга ROMIR Monitoring, почти половина россиян готова платить за бензин 30 рублей и больше. В ходе онлайн-опроса у респондентов поинтересовались, при какой цене бензина Аи-92 они значительно сократят поездки на автомобиле или купят более экономичную машину. Выяснилось, что для 28% опрошенных критической является цена 20 рублей за литр. Такой ответ дали 31% мужчин и 22% опрошенных женщин-водителей. Еще 29% участников опроса отметили, что станут меньше ездить на автомобиле, если бензин будет стоить 30 рублей за литр. Причем об этом говорили даже 32% респондентов с высоким уровнем дохода. Порог в 40 рублей за литр обозначили 7%, 50 рублей за литр бензина - 3% опрошенных. А 7% и вовсе не собираются отказываться от поездок на авто при любой стоимости бензина. Как правило, такой ответ давали люди среднего возраста (от 35 до 44 лет) с высоким уровнем дохода.
Что касается повышения цен на бензин, то 35% участников опроса уверены в том, что рост цен на бензин связан с желанием нефтяных компаний получить сверхприбыли. Чуть меньше - 33% - считают, что сложившаяся в Росси ситуация является следствием мирового роста цен на нефть. Причем, первый ответ более характерен для респондентов с низким уровнем дохода, а второй - для более обеспеченных россиян. Каждый четвертый опрошенный видит причину роста цен в нежелании государства регулировать цены в отрасли - этот ответ давали жители всех федеральных округов во всех социальных и демографических группах.
Комментарии