Конфереция

ФАС завтра рассмотрит дело о нарушениях при организации конкурса пассажирских перевозок в Петербурге

Провалившийся весной 2005 года конкурс на право осуществлять в Петербурге пассажирские перевозки снова привлек внимание ФАС. Завтра территориальное управление ФАС вновь собирается рассмотреть дело о нарушении Смольным норм антимонопольного законодательства при организации первых конкурсных процедур (дело было приостановлено в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти иска ООО "Престиж-Авто" к комитету по транспорту). В тоже время завтра комитет по транспорту обещает объявить результаты предквалификационного отбора. Однако как сообщил Au92 Андрей Колосов, генеральный директор ООО "Престиж-Авто", президент Ассоциации независимых перевозчиков СПб, по условиям конкурса предквалификации, итоги должны были объявить 30 ноября. В ходе предквалификации называлась более раннее время - 24 ноября. Потом все переносили. И до сих пор итоги не объявлены.
Напомним, сбор заявок на начавшийся 26 сентября 2005 года конкурс на право организации пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге планировалось проводить в течение 45 дней, сообщил Au92 первый заместитель председателя Комитета по транспорту Николай Константинов. Затем конкурсная комиссия должна была провести отбор компаний, которые могут принять участие во втором этапе конкурса, непосредственно на сами маршруты. Всего на конкурс выставлено 37 лотов, куда включено 227 социальных маршрутов, обслуживавшихся ранее ГУП "Пассажиравтотранс". (При этом за "Пассажиравтотрансом" сохраняются стратегические социально-значимые маршруты - по основным магистралям города, к вокзалам, аэропорту, крупным жилым районам и промышленным зонам). Если компания побеждает в одном из лотов, то она получает право помимо организации социальных перевозок организовать перевозки на коммерческой основе, из расчета шесть коммерческих автобусов к одному социальному.
Как сообщает Фонтанка.ру, квалификационное испытание не выдержали 13 крупных перевозчиков, многие из которых были "фаворитами" предыдущего конкурса. Однако организаторы конкурса пока воздерживаются от комментариев. Как уверяют в ФАС, определение о возобновлении скандального дела - формальная процедура, связанная с необходимостью поставить в нем окончательную точку.
Итоги первого конкурса, результаты которого были оглашены весной, аннулировал Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти после того, как транспортная компания ООО "Престиж-Авто" обратилась с иском о признании недействительным приказа председателя комитета Александра Дацюка, утвердившего конкурсную документацию. Однако в войне со Смольным перевозчикам так и не удалось выйти победителями. В июне 13-й Апелляционный суд, где городское правительство попыталось оспорить решение первой инстанции, закончился победой комитета по транспорту. Идти дальше и подавать кассацию ООО "Престиж-Авто" не стал. Как пояснил руководитель компании Андрей Колосов, "делать это не имело смысла, так как к тому времени конкурс и так был отменен". Однако, по словам Колосова, ФАС рекомендовало предпринимателю судиться дальше.
По мнению перевозчиков, возврат к рассмотрению дела по так и не состоявшемуся конкурсу со стороны антимонопольного ведомства не что иное, как политический шаг. В преддверии нового конкурса. Ведь он, также как и предыдущий, основывается на городском законе "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", который, согласно заключениям экспертов Минюста, не соответствует федеральному законодательству. А следовательно, любые действия, которые будут на нем основаны, будут нарушать федеральный закон. То, что действия ФАС имеют отношение к новому конкурсу, подтверждает и тот факт, что определение о возобновлении дела антимонопольщики датировали 11-м ноября - то есть, следующим днем после того, как новым конкурсным процедурам был дан официальный старт.
Несмотря на то, что еще весной Минюст выдал экспертное заключение о несоответствии сразу нескольких статей закона "О наземном транспорте" федеральному законодательству и рекомендовал городскому законодательному собранию привести их в соответствие, до сих пор сделано это не было. Федеральный закон подразумевает, что все имеющие соответствующую лицензию предприниматели могут работать на рынке без всякого конкурса. В экспертном заключении Минюста сказано, что "статьи 5 и 6 Закона Санкт-Петербурга, закрепив необходимость заключения договора с маршрутным перевозчиком и прохождение конкурсного отбора в качестве дополнительных условий допуска хозяйствующих субъектов к перевозке пассажиров, тем самым ограничили их самостоятельность в осуществлении этого вида деятельности, сузили круг хозяйствующих субъектов, имеющих право в соответствии с лицензией заниматься перевозкой пассажиров". А это противоречит статье 7 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Сейчас в Мариинском дворце лежит сразу четыре варианта проекта нового закона, однако все они по разным причинам не устраивают профильную комиссию Закса, сообщает Фонтанка.ру. "Можно предположить, что депутаты намеренно торпедируют принятие нового закона, чтобы Смольный благополучно провел несоответствующий нормам существующего права конкурс", - считает частный перевозчик Сергей Юрепин.
Как поведет себя в этой ситуации ФАС - пока не известно. Руководитель антимонопольной службы Олег Коломийченко признался, что в его ведомстве "сформировалось двойственное отношение к этому вопросу". Антимонопольщики так до сих пор и не определились со своей позицией - имеет Смольный право проводить подобный конкурс, или нет.
"С одной стороны, действующее законодательство допускает, что выезжать на маршрут и перевозить пассажиров может любой предприниматель, кто имеет исправный транспорт и разрешение на вождение [водительские права], - пояснил Олег Коломийченко. - То есть администрация в принципе не может проводить никаких конкурсов. И уже есть несколько судебных прецедентов по России (в том числе и Высшего Арбитражного Суда России), подтверждающих эту позицию: наши коллеги в нескольких регионах России выигрывали суды против администраций. Но я придерживаюсь позиции, что в Санкт-Петербурге мы не должны пусть этот процесс на самотек. Петербургская ситуация характерная только для нескольких российских промышленных центров, где существует жесткая конкуренция в сфере пассажирских перевозок. Если мы не будем регулировать этот процесс, то этот бизнес может перестать интересен для предпринимателей. Ведь некоторые будут работать на маршрутах постоянно, а их конкуренты - выезжать только в часы пик. "Погоня за пассажирами" может привести к происшествиям. Такого количества маршрутных такси как у нас я не видел в крупных городах ни одной страны мира".
В Комитете по транспорту заявляют, что допуск перевозчиков на рынок без контроля Смольного может привести к "войнам на дорогах". "Мы не можем этого допустить, - заявил первый заместитель председателя комитета Николай Константинов. - Если Минюст попытается оспорить нормы нашего закона в суде, то мы внесем соответствующие изменения. А пока имеющееся экспертное заключение Министерства юстиции носит рекомендательный характер. Без федерального закона о маршрутном пассажирском транспорте мы работаем 15 лет. Безусловно, в ФАСе сидят нормальные и разумные люди, которые понимают, что устроить битву между водителями на улице легко. Но что мы потом будем делать?".
Так может ли частный перевозчик не обращая внимание на номера маршрутов и концепции Смольного выезжать на маршрут и возить пассажиров? Судебные прецеденты, о которых говорил Олег Коломиейченко, почти однозначно свидетельствуют: да, может.
Суды в Вологде, Петрозаводске, Архангельске и других городах констатировали, что "Организация автобусного движения на договорной основе, в том числе проведения конкурса, возможна лишь в том случае, когда заказчиком автотранспорта и лицом, заключающим договор об организации пассажирских перевозок выступает орган исполнительной власти. А при осуществлении пассажирских перевозок на коммерческой основе орган исполнительной власти заказчиком автотранспорта не является. То есть конкурсы и договора могут касаться только так называемых "социальных маршрутов", когда перевозчик претендует на получение неких бюджетных дотаций или городского заказа.
Утвержденное Минтранса Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами также предусматривает контроль за деятельностью автобусных компаний только со стороны ГИБДД. Причем самим перевозчикам делегировано право разрабатывать маршрут, графики (расписания) движения и даже устанавливать автобусные остановки. Региональные власти контролируют только соответствие маршрутов требованиям безопасности движения. Но по безопасному маршруту могут ездить все имеющие лицензию компании и предприниматели.
Комментарии