О проблемах и тенденциях развития мирового рынка нефти

Тот факт, что на сегодняшний день фундаментом российской экономики является нефтегазовая отрасль не вызывает сомнений, пожалуй, ни у кого. Все мы были свидетелями резкого взлета российского фондового рынка в период бурного роста мировых цен на нефть, а сегодня наблюдаем стабилизацию рынка вслед за коррекцией нефтяных котировок.
Такая корреляция мировых цен на нефть со всеми ключевыми показателями нашей экономики заставляет всерьез задуматься о перспективах развития российской нефтяной промышленности, а также о том, чем обернется для России глобальное падение мирового спроса на нефть.
Если говорить о текущей ситуации на мировых энергетических рынках, то такая постановка вопроса, наверное, кажется не вполне корректной, поскольку нефть сегодня представляет собой безальтернативный источник энергии для всего мирового сообщества. Казалось бы, это должно обеспечивать постоянный и неослабевающий рост потребления углеводородного сырья всеми странами с более-менее развитой экономикой. Фактически так и есть. Однако если взглянуть на проблему с помощью инструментов технического анализа, то картина получится далеко не такой радужной. Дело в том, что за последние три года рыночные цены на нефть выросли примерно в три раза, выстраиваясь при этом отнюдь не в линейный, а в экспоненциальный тренд. Есть от чего задуматься. Если экстраполировать эту тенденцию на несколько лет вперед, то результаты окажутся совсем не утешительными.
Экспоненциальный рост цен на какой-либо товар или услугу, при отсутствии коррекции, рано или поздно приводит к обвалу рынка этого товара, особенно если этот рынок биржевой. Однако обвал рынка может быть обусловлен различными факторами, например, резким превышением предложения над спросом; появлением конкурирующего продукта, который обладает более высокими качественными характеристиками при той же стоимости; научно-техническим прогрессом, принесшим современную альтернативу морально устаревшему продукту, и т.д.
Рынок нефти, в определенном смысле, не укладывается в стандартные рыночные правила, благодаря его нескольким ключевым особенностям:  нефть на сегодняшний день не имеет реальной альтернативы, и появления такой альтернативы в ближайшем будущем не предвидится,  нефть пользуется постоянно растущим спросом, который тесно связан с ростом мировой экономики,  нефть является невосстанавливаемым природным ресурсом, запасы которого на нашей планете ограничены,
Спрос Хорошо известно, что спрос на нефть на протяжении последних лет неуклонно растет. Однако его структура не статична, и за последнее время претерпела некоторые изменения. Так, спрос на нефть в Китае вырос с 2002 по 2005 гг. с 5 до 6,7 млн. барр./день, то есть на 34%. И хотя сегодня темпы роста потребления нефти в этой стране несколько замедлились, они все еще остаются на очень высоком уровне. При этом такая тенденция характерна не только для Китая. Подобные, хотя и менее значительные показатели, демонстрирует Индия и ряд других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Безусловно, такая динамика тесно связана с бурным ростом национальных экономик азиатских стран, который наблюдается в последнее время. Рост реального сектора экономики, а также уровня жизни людей, требует все большего количества энергетических ресурсов. Некоторые аналитики на фоне этого пытаются строить модели роста спроса на нефть в Китае, в зависимости от изменения ВВП страны. Однако такие модели в большинстве своем не вполне достоверны. Дело в том, что с каждым годом динамика мировых цен все меньше зависит от влияния фундаментальных факторов, и все отчетливее приобретает спекулятивный характер. Точнее, зависимость от спроса и предложения, безусловно, сохраняется, однако влияние, которое оказывают на котировки разного рода слухи и информация от инсайдеров, год от года усиливается. Это наглядно демонстрирует постоянно увеличивающийся разбег цен на бирже в течение одной торговой сессии. Поэтому любая модель зависимости роста спроса на нефть от роста ВВП не будет точной, поскольку не сможет учесть целого ряда таких факторов, как, например, вероятность появления очередного урагана в акватории Мексиканского залива. А такая информация, даже если она окажется несостоятельной, может поднять котировки за одну сессию на 1,5-2 долл./барр., увеличив спрос на нефть в США. При этом в зависимости от соотношения спроса и предложения нефти в этот момент времени, может начаться цепная реакция, вызвав резкое увеличение спроса в остальных странах-потребителях. Все это говорит о том, что смоделировать четкую зависимость спроса на нефть в конкретной стране от роста ее экономики не представляется возможным, однако утверждение, что с ростом экономики растет и уровень потребления нефти, напротив вполне справедливо.
Фактически это означает, что предела для роста потребления нефти в странах Азии просто нет. Национальные экономики этих стран демонстрируют высокие темпы роста лишь на протяжении нескольких последних лет, оставаясь при этом странами третьего мира. Для того чтобы уровень жизни в них вырос до показателей Западной Европы или Северной Америки, им необходимо развиваться еще несколько десятилетий, увеличивая при этом объемы потребления нефти. Кроме того, одним из приоритетных направлений промышленности Китая является развитие нефтехимии. Вследствие чего импорт сырой нефти в Китай постоянно увеличивается, а существенную долю экспорта составляют нефтепродукты и продукция нефтехимии. Этому вполне соответствует желание страны закрепиться в Казахстане, увенчавшееся полным успехом, а также активная борьба за российскую нефть (строительство трубопровода из России в Китай). Все это говорит о том, что спрос на нефть в Азии в течение нескольких лет будет расти, хотя динамику этого роста предсказать трудно. Рост спроса на нефть в США и Европе, более предсказуем, тем не менее, также постоянен. Следовательно, в ближайшем будущем нефть будет в полной мере обеспечена спросом. А как насчет предложения?
Предложение Большую часть нефти на мировой рынок поставляет организация ближневосточных стран-экспортеров ОПЕК. В недавнем прошлом эта организация осуществляла контролирующую функцию на мировом рынке нефти, достигая необходимого уровня цен методом увеличения или уменьшения экспортных квот. Однако сегодня, с ростом мирового спроса на нефть, эта функция ОПЕК крайне ослабла. Ранее, осуществление контроля цен достигалось за счет значительного объема, так называемых, резервных мощностей ОПЕК, то есть той нефти, которую организация могла выпустить на рынок немедленно. Сегодня эта цифра не превышает 2 млн. барр./день, при совокупном мировом спросе в 83,4 млн. барр./день, и увеличить ее далеко не так просто.
Кроме стран-членов ОПЕК, существенную долю поставок нефти осуществляет Россия, страны Северной Америки, Норвегия, а также ряд стран Латинской Америки. При этом Россия и страны СНГ в нынешнем году продемонстрировали значительный рост добычи нефти, по отношению к 2004 году, однако в 2006 году, согласно прогнозам рост добычи прекратится. Прежде всего, это связано со снижением уровня добычи на большинстве месторождений Западной Сибири, и низкими темпами освоения Восточной Сибири. Основные надежды на увеличение добычи нефти в России связаны с освоением и вводом в эксплуатацию месторождений Сахалина, шельфа Баренцева моря, и Восточной Сибири, однако этот процесс потребует значительного времени и инвестиций.
Кроме того, интерес представляют шельфовые месторождения Каспийского моря. Однако существенного роста добычи в прикаспийских странах в ближайшем будущем также не предвидится. Большую часть нефти на шельфе Каспия добывают Казахстан и Азербайджан. Их совокупная добыча на сегодняшний день составляет порядка 2 млн. барр./день и весь следующий год останется приблизительно на этом уровне. Объемы добычи остальных стран-поставщиков, не входящих в ОПЕК в 2006 году также сохранятся на текущем уровне.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время темпы роста потребления нефти существенно опережают динамику роста ее добычи, и в будущем эта ситуация может усугубиться. Дальнейшее повышение экспортных квот странами ОПЕК будет не столь простой задачей, как это было в последние годы, и потребует интенсивной разработки новых месторождений. В то же время, задача наращивания поставок нефти странами, не входящими в ОПЕК, также крайне затруднительна. При этом мировой спрос на нефть непрерывно растет, усиленный стремлением потребителей нефти подстраховаться, формируя стратегические и товарные запасы нефти и нефтепродуктов.
Переработка Однако существует еще одна проблема, которая может усугубить положение на мировом рынке нефти, увеличив спрэд между тяжелыми ее сортами (такими как Urals) и легкими (например, WTI), а также конечными продуктами ее переработки. Проблема эта состоит в ограниченности мировых нефтеперерабатывающих мощностей.
Несмотря на то, что наибольшие объемы торгов на биржах достигаются при реализации нефти, этот продукт является сырьем, в то время как конечным продуктом, предназначенным для использования во всех ключевых производствах, являются нефтепродукты. До прихода урагана "Катрина" в Мексиканский залив загруженность американских мощностей по переработке нефти составляла порядка 97,5%. Примерно такие же показатели наблюдаются на большинстве нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) мира. При этом динамика мирового спроса на нефть диктуется, прежде всего, спросом на нефтепродукты.
При этом основные НПЗ рассчитаны на переработку легкой нефти, с пониженным содержанием серы, что позволяет обеспечить на выходе наибольший объем светлых нефтепродуктов, таких как бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, и т.д. В результате, с повышением объемов добычи легкой нефти, что сегодня является приоритетной задачей для стран-членов ОПЕК, спрос на тяжелые сорта будет падать, постепенно увеличивая ценовой спрэд между ними.
Кроме того, рост спроса на нефтепродукты, и невозможность их производства в достаточных количествах может привести к отставанию цен на нефть от котировок нефтепродуктов. В то же время, строительство заводов по переработке нефти представляет собой задачу, еще более сложную для осуществления, нежели наращивание объемов добычи. Стоимость одного НПЗ средней мощности составляет порядка $2-4 млрд., а время, необходимое для его строительства доходит до 7 лет.
Обвал рынка - дело времени Описанная выше ситуация, главным образом, отражается на котировках ведущих сортов нефти, торгующихся на мировых товарных биржах. Повышенный спрос, не удовлетворенный, в достаточной степени, предложением, неминуемо ведет к росту цен на продукт. Сегодня стоимость нефти колеблется возле отметки в 60 долл./барр, что в 3 раза превышает уровень трехлетней давности.
В принципе, эта цифра не критична, и устраивает большинство потребителей. Однако в том случае, если рост цен на нефть с приходом зимы продолжится, спровоцированный спросом на нефтепродукты, в частности, на топочный мазут, то стоимость ее уже в скором времени может превысить отметку в 70 долл./барр.
Это неминуемо повлечет за собой резкое падение мирового спроса, вызванное неспособностью азиатских стран осуществлять закупки нефти в необходимых количествах. Однако, с падением мирового спроса, упадет и цена, что, казалось бы, должно возобновить спрос. На самом же деле, относительно слабым и неустойчивым экономикам азиатских стран будет нанесен значительный урон, который вряд ли позволит возобновить закупки незамедлительно. Дело в том, что топливо, помимо основного направления бизнеса нефтяных компаний, является вспомогательным продуктом практически любой промышленности. Так, из-за высоких цен на авиационный керосин, в течение двух последних лет объявили себя банкротами четыре из пяти крупнейших авиаперевозчиков США. Кроме того, резко повысится стоимость автомобильного топлива, которая уже сейчас находится на рекордно высоком уровне. Производство тепловой и электроэнергии также окажется под угрозой.
Однако, с удешевлением нефти, спрос на нее постепенно восстановится, и страны, экономикам которых был нанесен наибольший ущерб, начнут активно формировать стратегические резервы, чтобы не допустить повторения этой ситуации в будущем. Амплитуда колебаний мирового спроса, а с ним и мировых цен на нефть будет увеличиваться, и цикличность этого процесса прекратится лишь с прекращением роста мировой экономики, либо с появлением реальной альтернативы нефти, что в ближайшем будущем просто неосуществимо.
Однако, как это может сказаться на мировых поставщиках нефти? Страны ОПЕК на сегодняшний день получают практически 100% своих доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов. Следовательно, обвал рынка нефти наиболее остро ощутят на себе именно они. Но и для России такое положение вещей может оказаться критическим. Россия получает от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа около 2/3 доходов в Федеральный бюджет. При этом львиную долю остальных доходов страны составляет также экспорт сырья: леса, золота, алмазов, черных и цветных металлов.
Обвал мирового рынка нефти, даже с учетом его последующего роста, приведет к серьезным финансовым потерям нефтяных компаний. Система налогообложения нефтяной промышленности в России отличается абсолютным отсутствием какой-либо гибкости. При этом, диверсификация налога на добычу полезных ископаемых, и отвязка его от мировых цен на нефть также может негативно сказаться на деятельности российских НК. Дело в том, что фиксированный уровень налога на добычу, который будет зависеть лишь от труднодоступности нефти в регионе и от показателей ее качества, полностью лишит компании прибыли от экспорта. Кроме того, проблемы в нефтяной отрасли вызовут массовый отток капитала из данного сектора экономики, в то время как привлекательность альтернативных объектов инвестирования в нашей стране на порядок ниже. В результате капитал начнет уходить за рубеж, вслед за падением инвестиционного рейтинга России, вызывая удешевление рубля и рост инфляции.
Пожалуй, это самый худший из возможных сценариев развития мирового рынка нефти, однако реальность его с каждым годом становится все ощутимее. Будет ли он реализован на практике, покажет время, а пока очевидно лишь то, что появление альтернативных нефти источников энергии жизненно необходимо, несмотря на возможные тяжелые последствия для стран-экспортеров нефти, в том числе и России.
Комментарии