Экспортная пошлина на нефть с 1 декабря составит $179,6 за тонну против сегодняшней $179,9. Премьер Михаил Фрадков на днях подписал правительственное постановление. Однако символическое снижение ставки пошлины не способно изменить ситуацию в отрасли. Эксперты тревожатся - экспорт сырой нефти из-за высоких таможенных пошлин снижается, однако это пока никак не отражается на внутренних топливных ценах в России.
Заместитель руководителя таможенных платежей Минфина Александр Сакович признался, что для бизнеса наступили не самые лучшие времена, тогда как бюджет ничуть не пострадает. "Для бизнеса не будет сверхприбылей, - сказал чиновник, - однако весь год нефтяные компании получали больше $100 чистой прибыли с каждой тонны нефти. По итогам года она в отрасли составит около $40 млрд". Так что, несмотря на то что "лафа кончилась", констатировал Александр Сакович, катастрофы не произойдет. Просто надо "нормально хозяйствовать, тогда и результат будет нормальным".
Существующую систему образования экспортной пошлины чиновник считает приемлемой, хотя и признает, что на выходе ставка получается завышенной. Поэтому он полагает целесообразным подумать о возможности ее снижения. Однако эта процедура достаточно длительная, ведь надо менять закон. Это - прерогатива Минэкономразвития, которое пока таких планов не имеет, а то, над чем сейчас работает, по мнению Саковича, вызывает "большие сомнения в эффективности".
То, что коррективы в действующее законодательство сегодня необходимы, согласен и аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кормщиков. Принятые правила в полной мере отвечают государственным интересам, отметил он, но не учитывают интересы нефтяных компаний. При столь высоких экспортных пошлинах они по определению не заинтересованы вкладывать деньги в разведку и разработку новых месторождений. "Есть проекты предоставить компаниям, приступающим к разработке новых месторождений, например в отдаленных и труднодоступных местах с тяжелыми климатическими условиями, налоговые льготы, - сказал аналитик. - Однако ни один из них до сих пор не реализован".
Любопытно, что в самих нефтяных компаниях рады грядущим "чаевым" от государства. Руководитель пресс-службы ТНК-ВР Иван Гоголев единственным недостатком существующей системы мониторинга назвал двухмесячное опоздание с корректировкой пошлин при быстро меняющихся ценах на мировом рынке. А глава пресс-службы "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов заявил, что всякое снижение налогового бремени для бизнеса благо. Даже самое минимальное. "Если исходить из объемов экспорта российской нефти, - отметил он, - то прибавка в 30 центов окажется достаточно внушительной. А для бизнеса любые деньги не бывают лишними".
Тем более это касается изменений, если таковые когда-нибудь будут внесены в законодательство относительно снижения ставки экспортной пошлины. Дмитрий Долгов напомнил, что 90% доходов от экспорта нефти поступают в бюджет. На инвестиции и выплату дивидендов остается всего 10%. Если же у компаний останется больше денег, то их можно будет направить на развитие бизнеса. Это тем более актуально, что в последнее время темпы роста добычи нефти снижаются, подчеркнул собеседник.
Заместитель руководителя таможенных платежей Минфина Александр Сакович признался, что для бизнеса наступили не самые лучшие времена, тогда как бюджет ничуть не пострадает. "Для бизнеса не будет сверхприбылей, - сказал чиновник, - однако весь год нефтяные компании получали больше $100 чистой прибыли с каждой тонны нефти. По итогам года она в отрасли составит около $40 млрд". Так что, несмотря на то что "лафа кончилась", констатировал Александр Сакович, катастрофы не произойдет. Просто надо "нормально хозяйствовать, тогда и результат будет нормальным".
Существующую систему образования экспортной пошлины чиновник считает приемлемой, хотя и признает, что на выходе ставка получается завышенной. Поэтому он полагает целесообразным подумать о возможности ее снижения. Однако эта процедура достаточно длительная, ведь надо менять закон. Это - прерогатива Минэкономразвития, которое пока таких планов не имеет, а то, над чем сейчас работает, по мнению Саковича, вызывает "большие сомнения в эффективности".
То, что коррективы в действующее законодательство сегодня необходимы, согласен и аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кормщиков. Принятые правила в полной мере отвечают государственным интересам, отметил он, но не учитывают интересы нефтяных компаний. При столь высоких экспортных пошлинах они по определению не заинтересованы вкладывать деньги в разведку и разработку новых месторождений. "Есть проекты предоставить компаниям, приступающим к разработке новых месторождений, например в отдаленных и труднодоступных местах с тяжелыми климатическими условиями, налоговые льготы, - сказал аналитик. - Однако ни один из них до сих пор не реализован".
Любопытно, что в самих нефтяных компаниях рады грядущим "чаевым" от государства. Руководитель пресс-службы ТНК-ВР Иван Гоголев единственным недостатком существующей системы мониторинга назвал двухмесячное опоздание с корректировкой пошлин при быстро меняющихся ценах на мировом рынке. А глава пресс-службы "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов заявил, что всякое снижение налогового бремени для бизнеса благо. Даже самое минимальное. "Если исходить из объемов экспорта российской нефти, - отметил он, - то прибавка в 30 центов окажется достаточно внушительной. А для бизнеса любые деньги не бывают лишними".
Тем более это касается изменений, если таковые когда-нибудь будут внесены в законодательство относительно снижения ставки экспортной пошлины. Дмитрий Долгов напомнил, что 90% доходов от экспорта нефти поступают в бюджет. На инвестиции и выплату дивидендов остается всего 10%. Если же у компаний останется больше денег, то их можно будет направить на развитие бизнеса. Это тем более актуально, что в последнее время темпы роста добычи нефти снижаются, подчеркнул собеседник.
Комментарии