Конфереция

В Госдуме обсудили экологическую безопасность автотранспорта и топлива

Комитет по экологии Госдумы 17 ноября провел в парламентские слушания на тему: "О законодательном обеспечении экологической безопасности автотранспортных средств и моторного топлива". В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители органов государственной власти субъектов РФ, Счетной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, специализированных научных учреждений, предприятий, общественных организаций, средств массовой информации.
Участники слушаний отмечали, что основные фонды всех видов транспорта устарели и обновляются недостаточными темпами. Их износ достиг 55-70% и продолжает увеличиваться. Перечисленные факторы негативно влияют на экологические показатели транспортных средств и, прежде всего, автомобильного транспорта. Все это обуславливает крайне высокую долю транспорта в загрязнении окружающей среды. По данным Министерства транспорта РФ, она достигает 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем в 1,7 раза. По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году", в крупных городах на долю автотранспорта приходится до 90% вредных выбросов. Отмечалось также лидирующее положение автомобильного транспорта в шумовом воздействии на окружающую среду и население России.
По мнению выступавших, на экологическую ситуацию влияет качество бензина и дизельного топлива, выпускаемого российскими нефтеперерабатывающими заводами. Практически не используются такие виды альтернативного топлива, как: водород, биогаз, сжиженный нефтяной газ, этанол, сжатый и сжиженный природный газ (метан), сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси), диметилэфир, а также электричество. Применение любого из этих видов альтернативного топлива позволит значительно сократить выбросы загрязняющих веществ.
Участники слушаний рекомендовали Федеральному Собранию РФ ускорить принятие закона "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта".
Правительству рекомендовано внести законопроекты "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для создания экономического механизма, стимулирующего производителей автотранспортных средств и моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, а также установления льготных акцизов на производство экологически безопасного топлива. Правительству предложено поручить таможенным органам разработку механизма запрета ввоза в РФ автотранспортных средств, не соответствующих требованиях европейских стандартов.
Данные наблюдения Росгидромета свидетельствуют о тенденции ухудшения качества атмосферного воздуха в городах. В целом по России 37 процентов городского населения проживает на территориях, не охваченных наблюдениями, а 60 процентов - в городах с высоким и очень высоким загрязнением воздуха. Выступавшие подчеркивали, что тенденция к росту количества автотранспортных средств, при отсутствии действенных мер по обеспечению их экологической безопасности, может вести лишь к дальнейшему ухудшению качества окружающей среды в городах.
В соответствии с утвержденной Министерством транспорта РФ Транспортной стратегией РФ на период до 2020 года, основным принципом развития транспортной инфраструктуры крупнейших городов является "экономическое стимулирование приоритетного использования в городах транспортной техники с повышенными экологическими показателями". К основным направлениям международной интеграции в области транспорта отнесены последовательная гармонизация российского законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг и поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе и на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Участники слушаний констатировали, что имеющихся правовых актов недостаточно для гармонизации российского и европейского законодательств и что автомобильная промышленность России отстает от автомобилестроения развитых стран на 5-8 лет. Усугубляет ситуацию все возрастающий ввоз в страну подержанных автомобилей из стран Европы и Азии. Как правило, это автомобили, которые по экологическим показателям не могут использоваться в этих странах. Наряду с ввозом устаревшей техники из-за рубежа, отечественный автомобильный парк пополняется за счет автомобилей, ввозимых по импорту или собранных на отечественных автосборочных заводах, принадлежащих международным компаниям.
Комментарии