Конфереция

Независимые топливные операторы и нефтяные компании - путь развития

Независимые операторы топливной розницы еще сильны и контролируют около 60% всех автозаправок России. Впрочем, сами они давно понимают, что логика развития рынка работает против них: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) наступают неудержимо. Можно ли выжить и преуспеть среди этого пиршества гигантов?
Уже полтора месяца, как розничные цены на бензин, бодро галопировавшие вверх, перешли на мерный шаг. Если с начала года по 12 сентября рост цен, по данным Минэкономразвития, составил 11,1%, то в последнее время он либо вообще затормозился, либо не превышал 0,1% в неделю. Полюбовное соглашение о заморозке цен, достигнутое между Правительством и шестью крупнейшими нефтяными компаниями 19 сентября, худо-бедно действует. И это редкий случай, когда нерыночное решение проблемы устраивает многих. Для нефтяных компаний "заморозка" проходит почти безболезненно, потому что факторы, работавшие на ценовой рост, большей частью уже свое отыграли. Цены заморожены на "пике", нефтяные экспортные квоты ближе к концу года в значительной мере выбраны, осенние труды сельских механизаторов завершены, да и навигация в наших северных портах вот-вот встанет, из-за чего будет закрыт нефтеналивной экспортный канал. Худо приходится только независимой рознице.
Как действует нерыночная "заморозка" в условиях рынка? Казалось бы, независимым операторам должно быть все равно, о чем там договорились с Правительством нефтяники. Но им приходится подстраиваться под ценовую политику крупных сетей. "Для АЗС одного класса разница в ценах более чем в 5-10 копеек за литр уже критична и влияет на объем прокачки", - поясняет Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. Так что почти 8,5 тысячам АЗС, принадлежащим ВИНКам, было вполне под силу "заморозить" весь розничный топливный рынок.
Ударившие в сентябре ценовые "заморозки" были бы нипочем независимым операторам, если бы распространялись не только на розничные цены, но и на оптовые. Между тем, в целом ряде регионов нефтяные компании продолжали повышать оптовые цены на топливо. Соглашение с Правительством потому и было названо прессой "джентльменским", что на бумаге не зафиксировало, какие именно цены морозить. "Ножницы" между оптовой ценой и розничной откромсали у операторов АЗС изрядную долю маржи. Дошло до того, что в отдельных регионах оптовая цена для независимых операторов превысила розничную, по которой торговали АЗС ВИНКов.
- Вот вам математическая задачка: ЛУКОЙЛ на своих заправках отпускает дизельное топливо по 14,8 рубля за литр, а мне оптом с нефтебазы продает по 14,86 рубля. По какой цене прикажете торговать, чтобы и с их заправками конкурировать, и в плюсе оставаться? - негодует один из владельцев нижегородских АЗС.
Весной этого года в области уже складывалась подобная ситуация. Нижегородское управление ФАС, разобравшееся во всем только к октябрю, признало "дочку" нефтяной корпорации - "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - виновной в нарушении Закона о конкуренции.
С аналогичными неприятностями столкнулись и независимые операторы в других регионах, где доминирующее положение занимает одна (или две) нефтяная компания, например в Волгограде, Ярославле, Кузбассе. Владельцы независимых АЗС там прямо называли политику нефтяных компаний целенаправленной попыткой вытеснить их с рынка. Параллельно с давлением оптовых цен структуры, аффилированные с ВИНКами, настойчиво рассылали им предложения продать свой бизнес. Дошло даже до забастовок "независимых". В Кемерово свыше двух недель продолжалась акция владельцев АЗС, которые решили, что лучше вообще не торговать, чем торговаться себе в убыток. На разных этапах акции в ней принимало участие от 30 до 80% "частников".
Чуть легче в "заморозки" живется "независимым" в регионах, где между нефтяными компаниями существует конкуренция, либо там, где имеется доступ к независимой нефтепереработке, которая у нас в стране сохранилась только в Уфе. В этом году образовалась еще одна отдушина: нефть "Юганскнефтегаза" пошла на экспорт, а разгрузившиеся заводы Самарской группы стали брать на переработку нефть от сторонних давальцев, которые выбрасывают на рынок свои объемы бензина.
- Все стараются сдерживать цены, как могут, - оценивает ситуацию Филипп Генс, исполнительный директор компании Douglas Consulting, которая управляет сетью ЕРetrol. - Маржа сохранилась, хотя и уменьшилась.
- В последние месяцы мы работаем не на прибыль, а на то, чтобы уберечь оборотные средства, - соглашается с ним Евгений Мусин, менеджер ООО "Ростех" (г. Владимир). - Часто говорят: АЗС, дескать, поднимают цены и "навариваются". На самом деле все выглядит иначе: если я купил и реализовал 1.000 литров бензина, то у меня должно остаться достаточно оборотных средств, чтобы покрыть свои издержки и купить следующие 1.000 литров. Над этим сейчас и трудимся.
Все эти конфликты, возникшие на почве "заморозков", на самом деле - одно из проявлений главной проблемы, которая существует в жизни независимых операторов: они фатально зависят от поставщиков нефтепродуктов.
- Лично я не вижу логики в криках: мол, нефтяные компании используют "заморозку" для того, чтобы выдавить независимых операторов с рынка. Зачем так дорого и неэффективно действовать, когда можно элементарно перекрыть поставки? - говорит Филипп Генс (ЕРetrol). И признает, что сам немного опасается того, что и его сеть заправок могут слегка "придушить" ценами, чтобы затем приобрести подешевле. Тем более что предложения о продаже приходят от ВИНКов периодически.
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза (РТС), с изрядным пессимизмом смотрит на шансы мелких розничных игроков выжить в долгосрочной перспективе: - В России у небольших розничных операторов во многих регионах по-настоящему нет свободного доступа к нефтепродуктам. Все они сконцентрированы в руках нефтяных компаний, которые больше заинтересованы в собственной рознице. Они могут не дать бензин на сторону - тогда чем хочешь, тем и торгуй.
Поиски товарного бензина по приемлемым ценам иногда толкают независимых операторов в объятия различных дельцов, торгующих топливом сомнительного качества. Полгода назад ГУБЭП МВД озвучило цифру: 25% реализуемого в стране топлива - это контрафакт. Ежегодно в различных областях России правоохранительные органы пресекают деятельность нескольких десятков подпольных нефтеперерабатывающих заводиков, причем большая часть из них - это полукустарные производства, способные "выгонять" лишь суррогат, который потом доводится до кондиции добавлением высокооктановых компонентов. Воспользовавшись услугами таких теневых поставщиков, розничный оператор запускает необратимый процесс распада собственной клиентской базы. Автовладельцы и так уже склонны за версту объезжать небрэндированные заправки.
Частных операторов АЗС, работающих под зонтиком известного нефтяного брэнда, называют американским термином "джобберы". Бензиновое джобберство на Руси прошло за десятилетие несколько ступеней эволюции. Давно миновала благословенная эпоха, когда время от времени применялись такие вот удивительные схемы: нефтяная компания строила АЗС и передавала ее в управление частнику с правом дальнейшего выкупа на определенных условиях. Целиком подконтрольную розницу нефтяникам теперь стало иметь интереснее. Прошла и та пора, когда частник договаривался с нефтяной компанией, платил небольшую роялти, клеил себе на фриз ее логотип - для повышения собственного реноме у потенциальных клиентов, а сам при этом искал бензин, где придется, то есть где дешевле.
Сейчас основная схема работы такова: частник оговаривает с нефтяной компанией гарантированные поставки нефтепродуктов и скидку, оформляет и модернизирует свою АЗС в соответствии с корпоративным стандартом нефтяной компании (в отдельных случаях "перестройка" может обойтись ему в сумму до 150 тысяч долларов) и обязуется торговать только ее бензином. Нефтяной компании такое взаимодействие выгодно тем, что она в короткое время может выстроить сеть и обозначить свое присутствие на розничном рынке региона. Но, как и во всякой франчайзинговой схеме, встает проблема контроля над джобберами.
- Франчайзинг в топливной рознице хорошо развивался только в 1999-2002 годах, - говорит Григорий Сергиенко (РТС). - Сейчас крупные нефтяные компании к нему поохладели: считают, что мелкие джобберы дискредитируют компанию и не выдерживают установленные стандарты.
Игроки московского топливного рынка любят приводить в качестве характерного примера репутационных потерь, которые могут понести нефтяники из-за джобберов, заправочную сеть "Татнефти".
- На самом деле, не "Татнефть" плохая. Просто большая часть этой сети как раз состоит из джобберов, которые то и дело "бодяжат" топливо, не следят за сервисом. Теперь "Татнефти" из-за джобберов придется долго отмывать свое имя, - комментирует один из независимых операторов, пожелавший остаться неназванным.
В "Татнефти" отказались комментировать свои сложные отношения с джобберами. Но в целом тренд очевиден: большинство ВИНКов уже начало снижать "поголовье" джобберов в своей розничной сети. Если в 2003 году около 45% АЗС, входивших в крупные сети в московском регионе, были джобберскими (данные Московской топливной ассоциации), то сейчас их доля уменьшилась примерно до 35%. У нефтяных компаний по нашим временам достаточно финансовых ресурсов, чтобы крепить розничную сеть собственными заправками. Выкупить АЗС у своего джоббера - удобно для ВИНКов уже тем, что даже логотипы на фризах менять не нужно.
В топливной рознице, как и на всяком рынке, на котором стремительно идут процессы интеграции и укрупнения сетей, небольшим операторам удается выживать только за счет правильно выбранного формата и нишевания.
Счастливчиков, которым исторически досталось стратегически выгодное местоположение на бойком проезжем тракте, среди независимых "одиночек" остается не так много. Стремительно сокращается число экономических контейнерных заправок. Таких "могикан" в Московской и Ленинградской областях, например, наберется сейчас едва ли по два десятка. В других регионах - заметно больше, но перспективы у них все менее радужные. Автолюбители становятся разборчивыми и все чаще испытывают сомнения по поводу качества бензина, который приходится заливать в бак из морально устаревшего "пистолета". Как отмечают сами игроки рынка, "прокачка" на изживших себя заправках может быть в 5-10 раз меньше, чем на современных.
Вести против крупных сетей ВИНКов ценовые войны - заведомо проигрышная стратегия. Военная наука всегда советовала давать генеральное сражение превосходящему в силах противнику там, где тот будет чувствовать себя неловко. Большинство независимых операторов склоняется к тому, что единственно верный путь - создание люксовых автозаправочных комплексов с развитыми сопутствующими сервисами: автомойкой, автосервисом, мини-маркетом, кафе. Но и обойдется такой комплекс минимум в 1-1,5 миллиона долларов, а не в 300-500 тысяч долларов, как заправка эконом-класса.
- Сегодня на нашем рынке выигрывает тот, кто с самого начала инвестировал в развитие: строил заправки, нефтебазы, реконструировал их в соответствии с современными требованиями, - подтверждает Евгений Мусин ("Ростех"),
Даже к небрэндированным заправкам класса "люкс" потребитель невольно испытывает доверие и без предубеждения соглашается с наценкой в 0,3-0,5 рубля за литр топлива сверх среднерыночной цены. А это уже спасение от ценового давления со стороны бензиновых оптовиков. К тому же, мировой опыт показывает, что сопутствующие виды бизнеса могут составлять до 60% в структуре доходов автозаправки.
Нефтяные компании понимают преимущества развития "люксовой" розницы, но лишь немногие из них изыскивают управленческие ресурсы и занимаются этим всерьез. Для большинства из них АЗС с магазином, торгующим автохимией или снэками, - вершина заправочного формата.
- На мой взгляд, ВИНКи вообще слабо заинтересованы в том, чтобы развивать при своих АЗС сопутствующий бизнес. Этим бизнесом сложно управлять, для них главное - заниматься реализацией своего топлива, - говорит Филипп Генc (ЕРetrol).
Небольшие операторы обычно загадочно улыбаются, когда задаешь им вопрос: а есть ли сейчас свободное место в их плотных рядах для новичка, решившего стать независимым "пистолетом"?
Ответ достаточно очевиден. Цена входного билета в розничный топливный бизнес с начала 1990-х возросла больше чем на порядок. Подходящих участков под строительство АЗС мало даже в регионах. Казалось бы, по поводу оставшихся участков ФАС этим летом дала настоятельные рекомендации главам субъектов РФ: распределять только на конкурсной основе. Но ведь условия конкурсных торгов часто все равно "рисуются" специально под крупных игроков: как насчет лота сразу в 30 участков со стартовой ценой в 10,1 миллиона долларов (как было на мартовских торгах в Санкт-Петербурге)?
- По большому счету, для небольших игроков поезд уже давно ушел, - говорит Григорий Сергиенко (РТС). - Единственный вариант - покупать готовую сеть и пытаться создать что-то на ее основе.
Но и прийти "на готовенькое", располагая необходимыми финансовыми возможностями, не так-то просто: слишком много охотников среди тех же ВИНКов.
Делать же одну-единственную заправку, даже если удастся получить участок, - в наше время недостаточно, чтобы преуспеть. "Нужно создавать компанию с полным розничным циклом: цистерна - нефтебаза - АЗС", - считает Евгений Мусин ("Ростех").
- Одиночка с красивой заправкой выжить на рынке теоретически может, - не отрицает Филипп Генс (ЕРetrol). - Но это будет не самый прибыльный бизнес. Вот сеть - это да, это рентабельно. У нас с введением каждой новой заправки в строй возрастает "прокачка" по каждой АЗС в сети - возникает синергический эффект.
Комментарии