Конфереция

Правительство РФ наполнит АЗС топливом стандартов "Евро-3" и "Евро-4"

Через несколько лет с большинства АЗС европейской части России может полностью исчезнуть дешевое автомобильное топливо. Вчера представители Министерства промышленности и энергетики (Минпромэнерго) объявили о намерении стимулировать отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) к производству ГСМ более высоких экологических стандартов. Соответствующий законопроект ведомство Виктора Христенко уже внесло на рассмотрение в правительство.
От широко распространенного топлива стандартов "Евро-1" и Евро-2" чиновники хотят перейти к более дорогим "Евро-3" и "Евро-4". По их мнению, это уменьшит вредоносное воздействие на окружающую среду и позволит российскому автопрому подтянуться до европейского уровня.
В некоторых регионах этот процесс идет и без указаний государства. По словам начальника отдела нормативно-правового обеспечения ТЭК Минпромэнерго Михаила Соловьева, на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Восточной Сибири спрос на топливо класса "Евро-3" и "Евро-4" очень высок уже сегодня. По некоторым данным, до 98% автомобилистов здесь давно передвигаются на японских и корейских автомобилях. Использование бензина более низкого стандарта может испортить топливные компоненты машин.
Как показывает опыт Хабаровского НПЗ, переоборудование завода стоит не менее полумиллиарда долларов. Поэтому делать это никто не торопится. Вопреки воле нефтяных компаний министерство хочет активизировать этот процесс. Стимулировать нефтепереработчиков чиновники намерены топливными акцизами. Конкретных цифр представители Минпромэнерго избегают, но о механизме говорят уверенно: "Чем выше будет стандарт топлива, тем более низкий акциз установят для предприятия, и наоборот".
"Подобная зависимость может оставить малообеспеченные регионы без автомобильного топлива", - считает ряд экспертов. Любому НПЗ выгоднее произвести не облагаемое акцизом топливо класса Евро-4 и экспортировать его за рубеж, нежели с меньшей рентабельностью и большим недовольством потребителей продавать акцизный бензин Евро-2 в России, утверждают аналитики.
Михаила Соловьева подобные перспективы не пугают. "Суммарный сбор акцизов после введения регламентов не превысит их нынешний объем. К тому же есть целый ряд заказчиков, которые будут ориентироваться на поставки ГСМ государственным ведомствам и муниципальным структурам. Поэтому бензин Евро-2 никуда не исчезнет. НПЗ будут его производить невзирая на акцизы", - заявил Соловьев. Увидит ли его рядовой потребитель, чиновник загадывать не пожелал.
Между тем другой источник в Минпромэнерго отметил, что техрегламент о требованиях к бензинам органично дополняет другую инициативу этого ведомства - ужесточать подобные экологические требования к двигателям машин. Напомним, правительство одобрило предложение Минпромэнерго к 2010 году перевести отечественных автопроизводителей на машины стандарта "Евро-4". В начале следующего года кабинет министров намерен запретить производство машин ниже "Евро-2". Топливный регламент, по мнению чиновника, заставит конечного потребителя активнее переходить на более дорогие и экологичные автомобили.
Комментарии