Конфереция

ТНК-ВР отказалась строить экспортный терминал в Ленинградской области

ТНК-ВР на неопределенный срок приостановила строительство морского экспортного отгрузочного терминала в бухте Вистино в Ленинградской области. Аналитики считают, что при существующих экономических условиях компания вряд ли вернется к этому проекту. К строительству терминала ТНК-ВР приступила в начале 2004 года. Предполагается, что пропускная способность терминала составит 7,5 млн т нефти, 4 млн т мазута и 0,5 млн т дизельного топлива в год. Ориентировочная стоимость проекта - $175 млн. Первоначально планировалось, что строительство начнется во II квартале 2005 г. и первая очередь терминала будет введена в конце 2006 г. Однако затем пуск объекта отнесли на 2008 г. Сейчас, как говорят в ТНК-ВР, собственно строительство еще не начиналось, проведены лишь проектно-изыскательские работы, да и то не полностью.
А теперь судьба проекта и вовсе поставлена под вопрос. Директор департамента развития транспортных и инфраструктурных проектов ТНК-BP Софья Каткова заявила, что компания временно заморозила строительство терминала в Вистино. Она объяснила это тем, что при столь высоких экспортных пошлинах на нефть , как сейчас, сырье выгоднее перерабатывать в России и экспортировать нефтепродукты . Она также отметила, что в стране сложился избыток экспортных терминалов. Представитель ТНК-ВР пояснил, что срок, на который приостановлена реализация проекта, не определен. По его словам, все будет зависеть от конъюнктуры рынков.
Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас говорит, что ТНК-ВР не завершила даже предпроектные работы по терминалу. "Компания была локомотивом развития этого прибрежного района, и теперь все проекты там оказались заморожены", - сокрушается чиновник.
Аналитик нефтяного агентства Argus Media Александр Ершов полагает, что при сохранении нынешней ситуации на рынке ТНК-ВР может и не возобновить работы по этому проекту, и тому много причин. Во-первых, говорит он, действующая сейчас шкала экспортных пошлин на нефть делает абсолютно невыгодным вывоз сырья с использованием железной дороги. "Она была введена в августе прошлого года, и с тех пор такой экспорт последовательно сходит на нет", - утверждает эксперт. Во-вторых, отмечает Ершов, тарифная политика РЖД такова, что перевозки до российских портов по стоимости постепенно подтягиваются к транспортировке к портам зарубежным. Поэтому нефтяникам становится безразлично, откуда экспортировать - из Ленинградской области или стран Балтии. "А в данном случае совсем недавно открылся новый терминал в Силламяэ (Эстония), расположенный всего в нескольких километрах от Вистино", - отмечает эксперт. Он также обращает внимание на большие затраты на инфраструктуру, которые ТНК-ВР должна нести по этому проекту. В частности, к терминалу необходимо построить довольно большой участок железной дороги и расширить пропускную способность уже существующих путей.
С выводами эксперта соглашается представитель "Лукойла". "Недавно мы отказались от экспорта нефти железной дорогой через наш терминал в Высоцке, а несколько ранее - от китайского направления. Сейчас это экономически невыгодно", - говорит собеседник.
Комментарии