Конфереция

Фонд имущества Санкт-Петербурга: особенности подготовки земельных участков под АЗС

В ноябре ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" выставлял на торги один участок под строительство АЗС. Об особенностях поиска и подготовки земельных участков под АЗС к торгам рассказал директор СПб ГУ "Управление инвестиций" Лев Винник.
Проведение торгов - это комплексное мероприятие нескольких городских органов государственной власти. Короткие пакеты готовит "Управление инвестиций" собственными силами. Полные пакеты создаются предприятиями, выбранными на конкурсной основе. Эти организации проводят изыскательские работы и получают заявленный ими процент от итоговой стоимости участка на торгах. В настоящий момент, в соответствии с городским законом, такие предприятия получают до 5%. Также участок может появиться на торгах в случае, когда Комитет по строительству разработал земельный участок за счет средств бюджета. Тогда "Управление инвестиций" определяет рыночную стоимость этого участка, а "Фонд имущества" выводит его на торги. Этапы подготовки участков регламентируются постановлениями правительства Санкт-Петербурга N405 и N1522, а также Градостроительным кодексом.
Настоящую систему проведения торгов в целом я оцениваю положительно, поскольку она эффективна. Участки продаются за реальную стоимость. Эта система полностью соответствует современной ситуации на рынке. Конечно, есть и недостатки. Торги ведь проводятся пока только один год. Нам бы хотелось составить план по количеству участков под АЗС на несколько лет вперед. Пока такой возможности нет, потому что не хватает мощностей. Но мы делаем все возможное для того, чтобы участков было больше. Кроме того, многие потенциальные покупатели, владельцы сетей, недовольны тем, в каких местах расположены продаваемые участки.
Компании сами могли бы предлагать участки под строительство АЗС, но наше бизнес-сообщество не слажено, поэтому пока эти инициативы остаются только на уровне слов. Участки под строительство АЗС сегодня определяются Администрацией города. И я должен сказать, что в следующем году мы также сможем обеспечить город участками. Если рассматривать торги с точки зрения объема предложений, то город выставил очень много участков в этом году. Не все участки кажутся бизнесу привлекательными. Но какой есть ассортимент, такой и предлагаем. В результате эти участки так и не нашли своего хозяина. Но эта нормальная ситуация для рынка, где есть спрос и предложение. Повторно эти участки выставляются, как правило, уже по сниженной цене.
Не все готовящиеся участки доходят до торгов, потому что если в ходе подготовки выясняется, что они не подходят по размерам или под ними есть непереносимые коммуникации, препятствующие строительству, то такие участки город не выставляет на аукционы.
В этом году торгов не предвидится, потому что технически это уже невозможно. Но постоянно ведется разработка и поиск участков. Сейчас мы забрали на доработку порядка 10-15 участков, которые ранее не ушли с торгов, поскольку по ним истекли согласования. Торги начнем проводить с нового года. Опыт показал, что больше участков покупают в первой половине года. Вообще, разрабатывается много участков. Точное количество называть пока рано, но, как я уже говорил ранее, в следующем году город участками мы обеспечим.
Процентное соотношение выставленных участков под АЗС по полному и короткому пакетам примерно 10/90. Но для того чтобы подготовить полный пакет, необходимо затратить больше времени, чем для короткого пакета. А ведь все равно покупатель выбирает участок по его местоположению. Я считаю, что все зависит от покупателя. Если он захочет построить на участке станцию, он ее построит. Конечно, нам хотелось бы продавать все участки по полному пакету, но это свершится не сразу. Очень многое зависит от наших бизнесменов - владельцев АЗС. Если бы была некая городская программа, то наверняка дело бы продвигалось быстрее.
Мы формируем лоты, исходя из того, что покупателями могут стать крупные, средние и мелкие нефтетрейдеры. Для крупных сетей мы предлагаем большие лоты и, соответственно, формируем лоты средней величины и небольшие. Таким образом, мы пытаемся обеспечить всех заинтересованных владельцев АЗС. Для крупных сетей количество участков в лотах может колебаться от 15 до 30, а мелкие компании могут приобрести 1-2 участка. В каждом крупном лоте, разумеется, есть участки с хорошим и с плохим местоположением. Прежде чем формировать лоты из большого количества участков, мы обратились в антимонопольный комитет за разъяснениями, будет ли продажа таких лотов нарушением антимонопольного законодательства. В комитете сказали, что это не является нарушением закона. В конце концов, если кто-то считает, что если крупная сеть купит большой лот, и тем самым займет большую часть рынка, пусть предложит большую цену. Это же торги.
Комментарии