Конфереция

Топливный рынок Петербурга: неэкономические решения экономических проблем

На прошлой неделе правительство Санкт-Петербурга скорректировало бюджет на 2005 год - причиной корректировки стали незапланированные доходы в размере 6,7 млрд рублей. Соответствующий проект закона был утвержден и направлен в Законодательное Собрание, сопровождаемый пожеланием Валентины Матвиенко, чтобы депутаты рассмотрели и, разумеется, утвердили, его скорейшим образом, чтобы успеть освоить дополнительные средства. Благодаря дополнительным средствам на 2,1 млрд рублей сократился дефицит бюджета. А полученные средства предполагается направить на неотложные нужды. Казалось бы, все хорошо, и предстоящие хлопоты - хлопоты приятные ...
Однако, не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Если уточнить, за счет чего достигнуты такие, без преувеличения, рекордные показатели, выяснится, что основной причиной столь большой прибавки явилась перерегистрация в Санкт-Петербурге в течение нынешнего года ряда крупных компаний, преимущественно нефтяного сектора - "ЛУКОЙЛа", "Транснефти", "Роснефти", что подтвердил и глава комитета финансов Александр Никонов. По его словам, именно за счет налогов на прибыль этих компаний (24%) и налогов на доходы физических лиц (27%) администрации города удалось добиться столь впечатляющих успехов в пополнении бюджета.
Есть основания предполагать, что подобный способ увеличения доходов будет практиковаться и далее. Недавно Валентина Матвиенко во всеуслышание заявила, что в Петербурге намерены зарегистрироваться, (а точнее - перерегистрироваться), компании "Транснефтепродукт" и "Сибнефть" (Правда, по информации Au92, руководство "Транснефтепродукта" еще не приняло такого решения, а за "Сибнефть", базирующуюся в Омске, вроде бы заступился министр финансов Алексей Кудрин).
Таким образом, получается, что доходы города увеличились отнюдь не за счет улучшения работы существующих в Петербурге предприятий или создания благоприятного инвестиционного климата, о чем говорится уже на протяжении доброго десятка лет, а просто за счет прихода в город крупнейших российских компаний и их дочерних структур. Причем, всем - и чиновникам, и самим руководителям компаний - ясно, что эти самые "перерегистрации" и "приходы" не имеют под собой никаких политических и экономических обоснований. Российское правительство, Госдума, иные структуры, решения которых имеют значение для нефтяников, находятся в Москве, и переезжать никуда не собираются (по крайней мере, пока). Никаких крупных нефтяных месторождений на шельфе Финского залива тоже не обнаружено, а все крупные проекты в которых действительно принимают участие крупные нефтяные и трубопроводные компании, реализуются как раз в соседнем регионе - Ленинградской области. А от простой перемены мест слагаемых, на улучшение жизни в стране надеяться не приходится.
Подобные действия могут скорее привести к отрицательной реакции на Петербург, его официальных представителей, да и на простых петербуржцев в остальных регионах России. Раньше было принято кивать на Москву - мол, у них почти все деньги страны "крутятся", "заелись" москвичи, и тому подобное... Теперь такие же упреки в свой адрес рискуют услышать и жители Северной столицы.
При этом, городские власти вроде бы и пытаются создать хотя бы видимость экономической обоснованности, но получается это у них не очень изящно. Яркой иллюстрацией этого служит история появления в Санкт-Петербурге "дочки" НК "ЛУКОЙЛ" - ООО "ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт".
Появление этой компании в Санкт-Петербурге сопровождалось громким скандалом, связанным с попытками городской администрации предоставить ей около 60 участков для строительства АЗС не через процедуру торгов, как положено по российскому законодательству, а волевым решением. Аргументировались подобные действия тем, что в город приходит "стратегический инвестор". После того, как основные топливные операторы Петербурга выразили недовольство подобными действиями городских властей (дело дошло до обращений в главный офис Федеральной антимонопольной службы), последние решили сделать "обходной маневр".Количество участков было снижено до 30 и организованы торги, условия которых были составлены таким образом, что выполнить их могла только крупная нефтяная компания. Кроме того, все 30 участков были выставлены на торги единым лотом. Естественно, что реально приобрести их мог лишь один участник этих торгов. При этом, городские чиновники с упоением говорили, что при продаже этого лота городской бюджет получил более 10 млн. долларов. Однако. если сравнить на сколько в ходе тех торгов увеличилась стоимость перспективных участков, выставленных отдельными лотами, становится ясно, что город изрядно продешевил. Если общая сумма увеличения стоимости по лоту из 30 участков составила чуть больше 201 тысячи долларов (стартовая цена 10.078.000 долларов, цена продажи - 10.279.560 долларов), то 8 участков, проданных отдельно дали увеличение в 1 млн. 166 тысяч долларов (общая стартовая цена 2.379.400 долларов, общая цена продажи - 3.545.400). Таким образом, если бы каждый из тех 30 участков продавался отдельно, то сумма доходов городского бюджета могла бы быть больше в разы.
Несмотря на столь явно упускаемые возможности пополнить бюджет, власти намерены продолжать практику продажи участков крупными лотами. В частности, председатель комитета по строительству Роман Филимонов сообщил на пресс-конференции, что город до конца 2006 года намерен выставить на торги порядка 40 участков лотами по 5, 15 и 20 участков. Это позволяет сделать вывод о том, что город рассчитывает, что участие в будущих торгах вновь примут крупные нефтяные компании.
В принципе, на топливном рынке Петербурга и так уже довольно тесно. Представительства здесь имеют большинство "грандов" отечественной и зарубежной нефтяной отрасли - "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "Сургутнефтегаз", "Сибнефть" (получившая розничную сеть за счет раздела "Славнефти" с ТНК-BP), "Несте", "Шелл". К этому следует добавить независимых топливных операторов Петербурга с большими сетями АЗС - таких как "ПТК".
Пожалуй, единственной крупной компанией, до сих пор не представленной в городе осталась "ТНК-BP". О том, что эта компания имеет определенные интересы в этом регионе в разговоре с Au92 подтвердил представитель этой компании. По его словам, компания не только намерена принимать участие в торгах, но и заключила соглашение с петербургской строительной компанией RBI соглашение о поисках участков, пригодных для размещения АЗС.
Однако, это еще большой вопрос - смогут ли окупиться вложения крупных компаний в развитие в Северной столице своих розничных сетей. Несмотря на огромные потоки автомобилей, буквально заполонивших узкие петербургские улицы, недостатка в АЗС в городе не наблюдается. Рентабельность продаж топлива постепенно снижается, что заставляет топливных операторов развивать на АЗС дополнительные виды услуг - магазины, автомойки, кафе. Кроме того, наиболее выгодные участки под АЗС уже давно распределены, и городу становится все сложнее изыскивать участки в интересных с точки зрения бизнеса местах. Проблемы у нефтетрейдеров могут возникнуть и уже с приобретенными участками.
Например, может оказаться, что из-за изменения движения транспортных потоков (например - с вводом в действие КАД), эксплуатация АЗС в данном месте не будет рентабельной. Или, выяснится, что под участком проходит не указанный в документации трубопровод, перенести который невозможно. Могут возникнуть неожиданные проблемы и на уровне районной администрации, имеющей собственные взгляды на использование данной территории.
Например, по информации, которой располагает Аи92, у того же "ЛУКОЙЛА" возникли проблемы с согласованиями по ряду тех самых участков, которые они приобрели на торгах. А на днях депутат ЗАКСа Сергей Гуляев направил губернатору Петербурга Валентине Матвиенко депутатский запрос по поводу строительства АЗС "ЛУКОЙЛА" в Кронштадте.
Так что, несмотря на все победные реляции и громкие заявления, ситуация в экономике города далека от стабильности, и по сути дела зависит от сиюминутного расклада.
Комментарии