Конфереция

Разбитые автомобили будут оценивать по единым стандартам технической экспертизы

Страховщики решили положить конец своим давним спорам с клиентами относительно суммы возмещения за разбитый автомобиль по полисам ОСАГО и КАСКО. В 2006 году Российский союз автостраховщиков (РСА) предложит правительству разработанные им единые правила проведения технической экспертизы. Предложений от правительства в РСА так и не дождались. А между тем занижение суммы ущерба при расчете выплат по автостраховке - наиболее распространенный вид претензий к страховым компаниям со стороны автовладельцев.
Ежегодно в Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор) поступает около 2000 жалоб, это около 0,5% от общего количества урегулированных страховых случаев по полису ОСАГО. И большая часть их связана с тем, что автовладельцы недовольны тем, сколько им заплатили страховщики за разбитый в ДТП автомобиль. Между тем число действительно недобросовестных компаний на рынке, по данным Росстрахнадзора, составляет не более 5% от общего количества участников этого рынка. Страховщики не устают повторять, что автостраховка лишь возмещает причиненный автомобилю ущерб, но не оплачивает расходы по его устранению. Иными словами, владелец разбитого автомобиля всегда получает от страховой компании меньше денег, чем стоит его ремонт.
"Занижение суммы ущерба оценщиками при вычислении страхового возмещения - самая распространенная претензия к страховым компаниям со стороны клиентов, - сетует Илья Ломакин-Румянцев, глава Федеральной службы страхового надзора. - Говорящий пример: владелец 20-летнего "Москвича", который оценщики оценили в 12-15 тыс. рублей, за разбитое крыло или багажник получит от страховой компании сущие копейки. Между тем установка нового крыла обойдется дороже, чем стоимость всего автомобиля с учетом его амортизации".
В случае несогласия с экспертами, оценившими причиненный автомобилю ущерб по поручению страховой компании, клиент может нанять оценщиков самостоятельно. Как правило, повторная оценка ущерба не сильно отличается от первоначальной. Тем не менее отличается, что дает клиенту повод судить о предвзятости нанятых страховщиком экспертов. Естественный путь разрешения этого конфликта - через суд, который назначает собственную процедуру оценки. И в третий раз цифры ущерба, причиненного автомобилю, не сходятся с первоначальными оценками. Все дело в том, что в России отсутствуют единые стандарты оценки имущественного ущерба при ДТП. Каждый оценщик пользуется своими правилами. "Мы еще три года назад направили в правительство просьбу разработать единые правила оценки имущественного ущерба, причиненного автомобилю, - заявил вчера на пресс-конференции заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин. - Со стороны государства этим вопросом занимаются сразу три ведомства, но реальных результатов их работы до сих пор не видно".
Страховщики решили покончить с неразберихой в оценке имущественного ущерба. "Мы будем ждать от правительства предложений по введению стандартов оценки ущерба до 1 января 2006 года, после чего выступим со встречными предложениями", - заявил Андрей Кигим, президент РСА. В союзе надеются, что после того, как любой оценщик будет определять одинаковую сумму ущерба, поток часто необоснованных жалоб со стороны клиентов прекратится. Кроме всего прочего отсутствие четких и понятных стандартов мешает введению в России "Европейского протокола", системы упрощенного урегулирования убытков при ДТП, при которой пострадавший в аварии обращается за возмещением в страховую компанию, выдавшую ему полис ОСАГО, а не выбивает выплаты по страховке с компании виновника. По оценке Кигима, ввести подобную систему по всей России удастся не ранее 2008 года, когда будет устранена большая часть законодательных и процедурных препятствий.
Комментарии