Конфереция

Цены на бензин на АЗС продолжают расти, несмотря на сентябрьский мораторий

Со вчерашнего дня вывозная таможенная пошлина на нефть составила абсолютный рекорд - $179,9. Формально это обстоятельство не должно было повлиять на рост цен на внутреннем рынке, поскольку крупнейшие нефтяные компании объявили мораторий на повышение цен до 1 января 2006 года. Однако стремительно меняющиеся ценники на автозаправках свидетельствуют об обратном: бензин и дизтопливо продолжают дорожать. Складывается впечатление, что ведущие игроки на бензиновом рынке России если не саботируют данное ими обещание, то не во всем следуют ему, стараясь тем самым минимизировать неизбежный ущерб.
В правительстве к этому относятся с пониманием. "Провокаторы инфляции сами страдают от инфляции", - признал заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. Он имел в виду и инфляцию этого года, и повышение тарифов естественных монополий, запланированное с 1 января 2006 года. То, что происходит, чиновник считает не совсем правильным, напоминая о прописной истине рыночной экономики - любое ограничение хозяйственной деятельности негативно сказывается на бизнесе. Вместе с тем ситуация в обозримом будущем едва ли стабилизируется. С 1 декабря, напомнил Александр Сакович, экспортная пошлина будет снижена, однако это снижение крайне незначительное - всего на $0,3 (до $179,6). Между тем известно, что именно таможенные платежи во многом определяют цены на внутреннем топливном рынке.
Аналитик центра исследований "Кортес" Марина Ковалева подтвердила, что рост цен на бензин на внутреннем рынке в октябре продолжился. Это происходит, несмотря на решение ведущих нефтяных компаний заморозить цены. Впрочем, октябрьский рост был не таким уж существенным. "В среднем по стране, - отметила Марина Ковалева, - цена на бензин марки Аи-76 выросла на 0,8%, на Аи-92 и Аи-95 на 0,6%, на дизтопливо на 1%". В 2004 году, для сравнения, рост цен составил соответственно: 1,7%, 1,3%, 1% и 2,5%. Причем растут цены не только в рознице, но и в опте.
Происходящее аналитик назвала "естественным процессом". Заморозить цены на топливо решили крупные компании, а на рынке присутствует много независимых операторов, которые вроде бы не связаны никакими обязательствами. Но возлагать всю полноту ответственности на них было бы неправильно. Ведь они приобретают бензин оптом на нефтеперерабатывающих заводах, принадлежащих крупным игрокам. И именно они повышают оптовые цены. Характерно, что в ряде случаев и большие игроки ведут себя достаточно свободно. Например, по словам Марины Ковалевой, наибольший рост цен на автомобильное топливо в октябре зафиксирован в Омске, где Аи-76 подорожал сразу на 2,5 руб., а Аи-92 и Аи-95 на 1 руб. Здесь все зависит от позиции дочернего предприятия "Сибнефти" "Омскнефтепродукта", занимающего на рынке монопольное положение.
Крупные компании вины за собой не признают. Так, руководитель пресс-службы ТНК-ВР Иван Гоголев заявил: "На наших заправках цены не растут. Они ограничены уровнем 19 сентября. Они могут вырасти только в том случае, если, например, было кратковременное понижение - тогда цены прыгнули бы, но не поднялись бы выше потолка, установленного на уровне цен 19 сентября. Я думаю, что эти данные - это, как говорится, средняя температура по больнице. Наша компания не контролирует 100% рынка, и есть очень много компаний, которые не давали никаких обязательств в отношении сдерживания цен. Мы не можем нести ответственность за их ценовую политику. Кроме того, заправки, работающие под брэндом ТНК-ВР, - не все прямые. Некоторые АЗС не принадлежат компании напрямую и имеют своих собственных владельцев. Просто они продают наш бензин и дают соответствующие гарантии по качеству, поэтому имеют право работать под брэндом ТНК-ВР. Но при этом у них своя ценовая политика и они не обязаны следовать нашему примеру. Я думаю, что рост цен наблюдается именно на таких заправках. Потому что за нашими прямыми АЗС мы четко следим - там цены не растут".
В свою очередь, руководитель пресс-службы компании "Сибнефть" Алексей Фирсов тоже заверил, что у них цены не растут. "У нас заправки работают и напрямую, и по франчайзингу. У последних своя ценовая политика. Я думаю, что цены растут именно на них. Те АЗС, которые контролирует наша компания, цены не повышают", - предположил он.
Как бы там ни было, кто бы ни торговал бензином под брэндами известных нефтяных компаний, потребителям от этого не легче. Директор департамента по ценам и тарифам администрации Тульской области Юрий Орехов считает, что розничные цены на бензин зависят от оптовых. За последний месяц оптовые цены выросли на 2-4%. "Не исключено, что нефтяные компании могут договариваться со своими джобберами о повышении розничных цен, фиксируя при этом оптовые", - отметил он. (Для справки: основными поставщиками на тульский рынок являются ТНК-ВР и "ЛУКОЙЛ").
В Татарстане цены на автомобильное топливо продавцы "округлили". Подорожавший на 50 коп. Аи-92 стоит теперь 18 руб. за литр. И немудрено. Оптовые цены растут по 1 тыс. руб. в месяц. В числе первых, кто повышает цены на бензин, - "Татнефть", продекларировавшая в сентябре вместе с другими ведущими игроками на топливном рынке решение заморозить цены.
Комментарии