Конфереция

ТАИФ построит завод по производству автобензинов мощностью 530 тысяч тонн в год

Инвестиционно-промышленная группа ТАИФ увеличила свою долю в уставном капитале ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (ТНП) почти до 31%. По словам представителей ТАИФа, целью сделки является "расширение стратегического партнерства" с ТНП. Участники рынка считают, что владение блокирующим пакетом акций одного из крупнейших операторов топливного рынка республики позволит ТАИФу создать систему продаж собственного бензина, производство которого компания планирует запустить в ближайшее время. Интеграция переработчика выгодна и ТНП, который сможет рассчитывать на упрощение и удешевление логистики поставок моторного топлива внутри республики.
Вчера ОАО "ХК "Татнефтепродукт" сообщило об изменении в составе акционеров компании, согласно которым московское ЗАО "Проффит Центр" (ПЦ) продало 12,25% обыкновенных акций общества, а казанское ООО "Телеком-Менеджмент", являющееся 100-процентной дочерней компанией ОАО ТАИФ, увеличило свой пакет с 2,03% до 12,8% обыкновенных акций компании. Как сообщили в ТАИФе, дочерняя структура компании выкупила весь пакет "Проффит Центра" (сумма сделки не раскрывается), в результате чего доля "Телеком-Менеджмент" в уставном капитале ТНП сейчас составляет 14,13%. С учетом того, что ОАО ТАИФ напрямую владеет в УК холдинговой компании 16,69% акций, сейчас эта доля увеличилась до 30,8%, отметили в компании. Московское ЗАО представляет интересы ОАО "Татнефть": принадлежащие дочерней компании НК ООО "Тат-Инвест" 12,25% акций сменили владельца в прошлом году, но до настоящего времени единственный представитель "Татнефти" в совете директоров ТНП голосовал именно этим пакетом.
Руководитель пресс-службы ТАИФа Дмитрий Неманов сообщил, что группа увеличила свою долю в ТНП, поскольку "для нас эта компания является стратегическим партнером". Представитель ТНП пояснил, что ЗАО "ТАИФ-НК" ("дочка" ТАИФа) является одним из поставщиков дизельного топлива, а в ближайшее время холдинг рассчитывает на поставки бензина с нового завода ТАИФа.
До конца 2005 года ТАИФ планирует запустить в Нижнекамске первый в республике завод по производству автобензинов мощностью 530 тыс. т в год, на котором предполагается выпускать 70 тыс. т бензина Аи-80, 360 тыс. т марки Аи-93 и 100 тыс. т марки Аи-95. Завод сможет покрывать более половины потребностей республики в высокооктановых бензинах - в случае полной продажи своей продукции на ее территории (сейчас годовая емкость республиканского рынка оценивается экспертами в 800-900 тыс. т бензинов и 1,2 млн т дизтоплива).
Участники рынка считают, что приобретение ТАИФом блокирующего пакета крупного оператора топливного рынка преследует цель обеспечить бензиновое производство сбытовой сетью АЗС, которой группа до сих пор не обладала (входящий в нее таможенный брокер "Карсар" имеет одну заправку в Казани). Это косвенно подтвердили в ТАИФе, сообщив, что "пока компания не собирается строить собственные АЗС". Кроме АЗС оператора ТАИФу может быть интересна и мощная база ТНП, способная обеспечить перевалку нефтепродуктов трубопроводным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в любом направлении. "Ожидается, что ТАИФ будет производить бензин под стандарты двигателей евро 3 и 4, поэтому не исключено, что компания будет заинтересована экспортировать моторное топливо на зарубежные рынки, например, на Украину или Прибалтику , где розничные цены на бензин намного выше российских", - говорит руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Николай Горюнов.
В то же время создание интегрированной системы производства и продаж моторного топлива выгодно и ТНП. "Рентабельность этого бизнеса на внутреннем рынке за последний год выросла более чем в два раза, поэтому логично, что переработчики и продавцы бензина стремятся к интеграции", - говорит руководитель аналитического отдела ИК "БрокерКредитСервис" Максим Шеин. По мнению Николая Горюнова, оптовые цены на бензины ТАИФа могут быть ниже , чем у традиционных уфимских или нижегородских поставщиков республики, из-за "удешевления транспортных расходов примерно в два раза".
Пока участники рынка затрудняются прогнозировать, как повлияет запуск нового завода ТАИФом на республиканский розничный рынок моторного топлива, который сейчас делят между собой примерно в одинаковых пропорциях "Татнефть" и ТНП (вместе они контролируют примерно 50% розницы) и независимые операторы. Вчера представитель "Татнефти" сказал, что компания будет "продолжать работать с "Татнефтепродуктом" на партнерской основе". Вместе с тем источник в правительстве РТ сообщил, что за последний год ТНП существенно снизил объем закупок топлива у "Татнефти". "Скорее всего, появление у республики собственного бензинового производства приведет к частичному вытеснению прежних поставщиков с местного рынка, в первую очередь мелких", - считает Максим Шеин. По его мнению, по пути замещения части поставок местным бензином может пойти и ТНП. В этом случае "Татнефти" придется сосредоточить розничный бизнес исключительно на собственной сети АЗС, большая часть которой расположена за пределами республики.
Комментарии