Переработка нефти в России отстает от темпов роста доходов нефтяных компаний

Российские нефтяные компании демонстрируют просто поразительные темпы роста доходов. Стоимость топлива, как внутри России, так и за рубежом постоянно растет, испытывая постоянный дефицит поставок, и превышение спроса над предложением, сообщают аналитики "Верген Групп". Однако, несмотря на высокие показатели добычи нефти, переработка ее в нашей стране, прежде всего, подразумевает производство топлив, причем не самого высокого качества. Тогда как нефтехимическая отрасль в России остается на крайне низком уровне, несмотря на динамично растущий спрос населения на продукты ее производства.
С ростом доходов населения потребность в продукции предприятий нефтехимии постоянно увеличивается, но для ее удовлетворения необходимо развивать существующие мощности глубокой переработки углеводородного сырья и создавать новые. Однако все не так просто. Дело в том, что наиболее качественным сырьем для нефтехимии служит, так называемая, широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), которая выделяется при переработке газового конденсата и попутного нефтяного газа. При этом большая часть газоперерабатывающих заводов, на которых и производится ШФЛУ, принадлежит "Газпрому". Газовый монополист же занимается преимущественной переработкой газового конденсата, тогда как попутный нефтяной газ нефтяники, как правило, сжигают на месторождениях. Это объясняется тем, что "Газпром" далеко не всегда стремится покупать попутный нефтяной газ по рыночным ценам, а газового конденсата, который содержится в любом газовом месторождении, у него вполне достаточно. В результате, российская нефтехимическая отрасль фактически оказалась сконцентрирована в руках "Сибура", который в свое время образовался на базе никому не нужных ГПЗ.
Значимость нефтехимической отрасли в России понимают многие, однако, кроме проблем с сырьем существует еще одно существенное препятствие на пути становления российского нефтехимического рынка. Эта проблема заключается в необходимости поистине грандиозных капиталовложений для организации полного цикла производства, объем которых сопоставим со строительством трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Ни одной независимой российской компании на сегодняшний день в одиночку не осилить такого объема инвестиций.
В то же время, независимые российские компании вполне в состоянии развивать собственное производство товаров определенного сегмента рынка, спрос на которые сегодня на внутреннем рынке очень велик. К этому списку, прежде всего можно отнести шины, линолеум, пищевую пленку, и т.д.
Пожалуй, единственная в России независимая компания, которая занимается развитием нефтехимического направления - это "Лукойл", который в свое время приобрел четыре ГПЗ и два крупных нефтехимических завода. Однако и эта компания не ставит развитие нефтехимии на первое место, что и неудивительно, если учесть те доходы, которые НК получает от экспорта нефти и мазута в Европу.
Однако не только в нашей стране понимают необходимость развития российской нефтехимической промышленности. Так например, холдинг ТНК-BP, занимающийся освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения, планирует строительство крупного завода по переработке газового конденсата. В перспективе данная компания планирует насытить рынок Восточной Сибири и Дальнего Востока всем спектром химической продукции. Эта цель ставится параллельно с проектом газификации упомянутых регионов, и экспорта газа в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского блока.
Вероятно, единственной возможностью развития данной отрасли является прямое инвестиционное участие государства, однако на сегодняшний день таких проектов нет, и не вполне понятно, появится ли они в ближайшем будущем. Видимо экспорт сырья так и останется основным приоритетом развития российской нефтяной промышленности, а шины и пищевую пленку мы так и будем продолжать импортировать.
Комментарии