Конфереция

КамАЗ не смог расплатиться за долги из-за срыва сроков введения Евро- 2 и Евро-3

В арбитражном суде Татарстана состоялось предварительное рассмотрение иска Министерства финансов РФ к ОАО "КамАЗ". Речь идет о взыскании 17,1 млрд йен (более $151 млн), в том числе основного долга (11,1 млрд йен), процентов, страховую комиссию Минфина, комиссию за обязательство и неустойку по кредиту EximBank of Japan, предоставленного автозаводу в 1996 году под гарантии правительства РФ до 2011 года. Аналитики не исключают, что московские чиновники могут потребовать в счет погашения долга по японскому кредиту татарстанские акции КамАЗа. Судья не назначил дату следующего заседания, сообщив лишь, что надеется приступить к рассмотрению иска по существу "к декабрю".
По словам источника, близкого к руководству предприятия, финансовая "недисциплинированность" КамАЗа объясняется тем, что правительство РФ не сдержало своего обещания по срокам введения в России экологических стандартов Евро- 2 и Евро-3, что привело к срыву инвестиционной программы КамАЗа, в которую уже вложено $200 млн. Источник пояснил, что программа восстановления завода предусматривала выпуск двигателей в объеме 80 тыс. двигателей, но так и не началась в полном объеме. По его мнению, если арбитражный суд в полном объеме удовлетворит требование Минфина РФ, это приведет к сокращения оборотных активов компании, что может отрицательно сказаться на объемах производства и продаж вплоть до остановки предприятия, либо потребует привлечение дополнительных заемных средств, что приведет к снижению коэффициента текущей ликвидности компании до критического уровня.
С его мнением согласна аналитик ОФГ Елена Сахнова, которая сказала, что удовлетворение иска приведет к банкротству компании. В связи с тем, что КамАЗ входит в перечень стратегических предприятий России, банкротство которых недопустимо, Сахнова считает, что стороны каким-то образом договорятся. По ее словам, долг либо будет реструктурирован, либо его вообще спишут.
В июне 1997 года EximBank of Japan открыл КамАЗу кредитную линию в размере около $150 млн под гарантии правительства России для закупки оборудования Kanematsu Corp. и Mitsubishi Heavy Industries Ltd для производства дизельных двигателей, соответствующих экологическим стандартам Евро-2 и Евро-3. Гарантии правительства РФ были закреплены кредитным соглашением, подписанным 25 января 1996 года между ОАО КамАЗ и Минфином РФ. От имени автозавода его подписал прежний генеральный директор автозавода Николай Бех при безусловной поддержке президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
После кризиса 1998 года финансирование было приостановлено: размораживанием "японского кредита" занимался бывший замминистра финансов РФ Владимир Колотухин. В 2001 году ОАО КамАЗ и Минфин РФ заключили дополнительное соглашение, по которому задолженность подлежит реструктуризации до 2011 года. Камский автозавод взял на себя обязательства по оплате процентов и комиссии с 2001 по 2004 год. По условиям этого соглашения в 2003 году завод должен был заплатить $23 млн. Однако за девять лет обслуживания "японского кредита" ОАО КамАЗ постоянно не соблюдал установленный график реструктуризации задолженности, что и послужило причиной для ее взыскания в судебном порядке.
Комментарии