Конфереция

Автоматические автозаправочные станции: преимущества и перспективы

Автоматическая автозаправочная станция/комплекс (далее ААЗС или ААЗК) - это заправка, которая состоит из топливораздаточных колонок, платежных терминалов, топливных резервуаров и навеса для защиты клиентов от дождя и снега. За исключением одного дежурного, на станции практически полностью отсутствует постоянный обслуживающий персонал. Оплата на ААЗС происходит посредством платежных терминалов, принимающих как магнитные карты, так и банкноты.
Первые автоматические автозаправочные станции были построены в Финляндии около 15 лет назад. Сейчас в Финляндии насчитывается около 1600 АЗС, из которых около 600 - автоматические. Кроме того, в стране насчитывается около 750 пунктов, на которых осуществляется заправка грузового автотранспорта только дизельным топливом. За пределами Финляндии ААЗТ эксплуатируются в Швеции, в Бельгии, в Исландии, в Прибалтийских странах.
На многих АЗС и АЗК применяются заправочные терминалы. Сроки его установки и запуска - 2 дня. Среди наиболее популярных автоматических автозаправочных терминалов, применяемых на ААЗС можно выделить автоматы финского производства Autotank, которые являются уже вторым поколением оборудования подобного типа. В России в Екатеринбурге на станции ТНК эксплуатируется автомат производства фирмы СКОН.

Российская практика
В России первые автоматические станции появились в Санкт-Петербурге. Пионером в этой области явилось ЗАО "Несте Санкт-Петербург". Их первая ААЗС появилась в 2001 году у пересечения проспекта Шота Руставели и Северного проспекта. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге работает уже 10 подобных заправок "Несте", и 2 станции ООО "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт". В ближайшее время состоится запуск ААЗС "ЛУКОЙЛ" в г. Пенза, затем в Астрахани. В ЗАО "Петербургская топливная компания" также рассматривают вопросы, связанные со строительством ААЗС. Как сообщил Au92 первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов "в компании разработан проект типовой ААЗС и если где-то участка нам будет не хватать, будем его реализовывать". Сеть подобных станций планируется и в других городах России.
Для эксплуатации автоматического терминала на станции на территории России необходимо получить сертификат взрывопожаробезопасности, сертификат на автомат как на средство измерения и наличие фискального регистратора, разрешенного для реализации нефтепродуктов. Официальные власти выдвигают определенные требования к контролю за налогообложением - печать фискального чека, а эксплуатирующие организации - к контролю продаж топлива - ведение товарно-материального баланса.

Система оплаты на ААЗС: требования к банкнотам
При использовании автоматических автозаправочных терминалов (ААЗТ) оплата производится по картам или денежными банкнотами. В зависимости от потребностей заказчика в терминалы могут быть встроены либо купюроприемник, либо считыватель магнитных карт. Большинство заказчиков предпочитает терминалы и с тем, и с другим устройством.
В процентном соотношении на оплату банкнотами приходится 40% всех платёжных операций. В странах Балтии и Польше, где применение карт не получило широкого распространения, это соотношение составляет 80%. Сегодня на ААЗС Санкт-Петербурга процентное соотношение банкноты/карты на терминалах составляет 80% к 20%.
ААЗТ принимают купюры с тремя - четырьмя разными номиналами, являющиеся наиболее распространенными при оплате заправки топливом автотранспортного средства. В России это - 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Иначе говоря, номинал банкноты имеет важное значение. Но кроме этого, важное значение имеет и ее состояние. Банкноты, подвергшиеся сильному износу, влажные, порванные или помятые терминалом не принимаются, поэтому имеет важное значение какие из номиналов банкнот будут выбраны для приема платежа. В то же время, находящиеся в лучшем состоянии банкноты большего номинала не совсем пригодны для осуществления оплаты, так как вероятность того, что весь объём топлива, оплаченный данной купюрой, не войдёт в бак автомобиля, значительно возрастает, а терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают.

Преимущества оплаты по картам
Предоставляемые нефтяными компаниями корпоративные карты также могут быть применимы на терминалах; кроме того, довольно часто при оплате такими картами клиенты получают дополнительные скидки. Некоторые нефтяные компании при предоставлении карты клиенту не берут с него залог. В конце отчётного периода из терминалов собирается информация о произведённых заправках по данному клиенту, после чего на её основании оформляется счёт и отправляется клиенту, т.е. имеет место кредитование клиента.
Для управления и обработки информации о платёжных операциях по картам необходимо программное обеспечение, при помощи которого данная информация будет собираться, а также будет поддерживаться база данных карт. Подобное программное обеспечение для терминала разрабатывается отдельно - каждый производитель имеет свой программный продукт, и совершенствуется оно по мере изменения законодательства или в соответствии с требованиями заказчиков. Кроме этого, под каждый вид терминалов используются определенные магнитные карты. Производители отмечают, что терминал по желанию заказчика может быть перепрограммирован на карты другого вида. Стоит отметить, что каждый автономный платежный терминал оснащен фискальным регистратором, и клиент после оплаты получает чек.
В более продвинутых терминалах возможно применение банковских карт, а также карт международных кредитных организаций (VISA, Master Card, Diners Club и т.д.). При построении таких систем требуется оформить договор между нефтяной компанией или сетью АЗС с одной стороны, банком с другой стороны и организацией, производящей подтверждение/сертификацию платёжных операций, произведённых по картам, с третьей стороны. В большинстве случаев эксплуатация таких систем и работа с кредитными картами предполагает обработку ПИН-кодов в зашифрованном режиме, из-за чего система становится более сложной, но и одновременно с этим, более безопасной с точки зрения клиента.
Обычно на начальной стадии эксплуатации ААЗК предполагается применение простого способа оплаты, т.е. оплаты только денежными банкнотами. После этого можно перейти к следующей стадии - системе с применением оплаты по картам, которая, в свою очередь, потребует немного больше времени для разработки и проектирования технических аспектов. На данный момент для такого перехода необходимо только обновление программного обеспечения. Несмотря на это, при эксплуатации системы с применением кредитных карт, необходимо иметь ввиду, что рентабильность такой системы возрастает в зависимости от входящих в неё общего количества ААЗС/ААЗК и количества обслуживаемых клиентов. Необходимо так же отметить, что ААЗТ можно устанавливать и на уже действующих АЗС. При этом, с целью разгрузки топливно-раздаточных колонок (ТРК), расположенных вблизи операторской или магазина АЗС, возможна установка терминала на дальних островках и его подключение к наиболее удалённым от здания ТРК.

Другие функции ААЗС/ААЗК
В данное время терминал является прообразом совершенной, модульной системы управления на основе персонального компьютера. При помощи программного обеспечения терминала и дополнительных модулей возможно управление другим оборудованием, применяемым на ААЗС, и получение отчётов о его функционировании.
Терминал способен самостоятельно управлять ТРК. Рекомендуемое количество ТРК, подключаемых к одному терминалу, составляет две двусторонних или четыре односторонних ТРК. В этом случае клиенту более понятно с какого поста он должен заправляться. Терминал информирует клиента о том, какими должны быть его действия на каждой стадии заправки. Так же к терминалу может быть подключена и система контроля уровня топлива в резервуарах, при помощи которой можно следить за расходом топлива и получать информацию о необходимости следующей поставки. Кроме этого, данные, отображаемые на информационных стелах (цена и наличие топлива), могут быть также управляемы терминалом (а, соответсвенно, и головным офисом), в случае, если такая возможность была предусмотрена.

Системы безопасности терминала
На ААЗС/ААЗК может быть установлена и система видеонаблюдения, которая следит за ситуацией на АЗС. Она может быть связана как с контрольным записывающим устройством, так и видеотерминалом службы охраны. Сам платежный терминал к данной системе не подключается; его отдельные устройства, такие как контрольный принтер, центральный блок системы контроля расхода топлива в резервуарах, также как и основные блоки системы видеонаблюдения, находятся в отдельном строении.
ААЗС в соответствии со своим названием функционирует полностью в автоматическом режиме и передаёт информацию об операциях и состоянии оборудования в центральный офис, а также в организацию производящую подтверждение/сертификацию карточных платёжных операций и в центральный офис сервисной компании. Таким образом, за функционированием ААЗС можно наблюдать на расстоянии, а сервисное обслуживание планировать на основании получаемых отчётов.
В конструкцию терминала можно включить и дополнительные датчики безопасности, информирующие о взломе, ударах и других насильственных действиях. В случае срабатывания датчиков, терминал передает сигнал тревоги в отделение милиции или службе вневедомственной охраны, а так же включает внешние устройства (сирены, свето-шумовые пакеты, красящие маркеры, сигнальные лампы и пр.). Хотя все терминалы производятся в антивандальном исполнении, применение красящих зарядов для окраски денежных банкнот при их возможной краже уже находится на стадии внедрения.

Плюсы и минусы ААЗС
Сначала о минусах. Как уже было упомянуто в этой статье, осуществляя расчет за топливо денежными купюрами, существенное значение имеет состояние банкноты. Порванные, помятые, влажные денежные банкноты терминалом не принимаются. Соответственно, необходимо заранее спланировать и предусмотреть свои предполагаемые заправки, чтобы случайно не оказаться на дороге без топлива. И также, если предполагается осуществление заправки на автоматических автозаправочных станциях, лучше при себе иметь купюры меньшего номинала, потому что, терминалы сдачи не дают и внесённые средства не возвращают. А разменять крупные банкноты будет негде, поскольку, и это второй минус ААЗС, на станциях отсутствует дополнительный сервис и, соответственно, продажа сопутствующих товаров. Однако, эти минусы не столь существенны, если оплата производится магнитной картой. Относительно отсутствия "сопутки", все же главная функция АЗС - это реализация топлива. И с точки зрения клиента - главный продукт на ААЗС он получает, несмотря на то, что топливный оператор теряет примерно 10% прибыли, которую ему приносит дополнительный сервис на АЗС.
В то же время, отсутствие продажи сопутствующих товаров является аргументом и в пользу ААЗС, поскольку из-за отсутствия очередей в кассе возрастает ее пропускная способность. Процесс отпуска топлива проходит быстрее и ТРК находится в более интенсивном использовании. Например, если на ААЗС установлено два терминала и восемь постов, и на одну заправку в среднем приходится четыре минуты, то в итоге в течении часа на станции осуществляется примерно 120 заправочных операций. Опять же в случае с традиционной АЗС, на обслуживание одного клиента уходит в среднем около семи минут включая время простоя в очереди к кассе.
Еще одним плюсом является то, что строительство новой ААЗС требует меньших затрат чем строительство такой же традиционной АЗС. Обычно на традиционной АЗС больше ТРК, тогда как ААЗС имеет четыре двусторонних ТРК и два терминала (оптимальная конфигурация). Для ААЗС требуется в двое меньший участок земли, а так как в больших городах стоимость участков довольно высока, можно представить, какое преимущество получает ААЗС. Как правило на ААЗС присутствует строение для технических нужд, но его нельзя сравнивать с традиционной операторской или магазином.
Установление автономного платежного терминала не требует присутствие оператора. За счет этого существенно сокращается затратная часть предприятия на содержание персонала на станции. Остается только надеться на то, что в результате приобретения российскими потребителями опыта эксплуатации терминалов в режиме самообслуживания, культура обращения массового водителя с различного рода электронными аппаратами достигнет соответствующего уровня и надежность функционирования терминалов увеличивается.

Комментарии