Конфереция

Анатолий Голомолзин: "Нефтяная биржа должна появиться в первой половине 2006 года"

В начале октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела в Санкт-Петербурге семинар для работников территориальных управлений Северо-запада, в ходе работы которого был затронут вопрос о создании в России биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин ответил на вопросы Au92, связанные с этой темой.

Почему тема создания российской нефтяной биржи возникла именно сейчас?
Тема организации биржевых торгов на рынке нефти и нефтепродуктов сегодня очень актуальна. Над идеей создания российской нефтяной биржи работало несколько рабочих групп, куда входили специалисты ФАС, ФСФР, Минэкономразвития, Минпромэнерго. Кроме того, недавно был принят новый закон о поставках для государственных нужд, в рамках которого появилась новая глава, согласно которой товары, имеющие биржевую природу, по решению правительства могут поставляться в режиме биржевых торгов.

То есть, государство станет одним из участников рынка?
Да, государство решило начать с себя. Мы давно говорили о необходимости организации института биржевой торговли на рынке нефтепродуктов. Но, участники рынка не вполне воспринимали эту идею, хотя, в некоторых регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге, реализация нефти и нефтепродуктов частично происходит на биржевых площадках. Однако, в основном большинство торговых операций связано с экспортными поставками. Нужно отметить, что в России институт биржевых торгов вообще недостаточно развит. Площадки существуют только в отдельных регионах, а это не благоприятствует устойчивости ситуации в экономике. Поэтому государство решило начать с себя, и хочет заявить, что часть своих нужд оно намерено удовлетворять при помощи биржевых торгов.

А когда возможно появление российской нефтяной биржи?
Мы полагаем, что система заработает в начале 2006 года. Сейчас мы, совместно с ФСФР, Минэкономразвития и Минпромэнерго, подготовили соответствующий проект постановления Правительства РФ. Сейчас идут последние согласования деталей - какие конкретные шаги надо сделать, чтобы механизм заработал, о каких объемах идет речь:

Как это решение будет осуществляться в регионах?
Некоторый опыт подобной работы уже есть. Площадка по продаже нефтепродуктов несколько лет работала, например, в Ставрополье. Ее функционирование позволило оптимизировать использование бюджетных средств, снизить их расходы, изменило ситуацию с налогооблагаемой базой: Но тогда федеральное законодательство биржевого механизма закупок не предусматривало. Сейчас ситуация будет постепенно меняться, также, как вообще меняется ситуация с закупками для государственных нужд. Федеральное законодательство в этой сфере претерпело большие изменения. А то что касается непосредственно биржевых торгов - предполагается, что будет выбрана биржевая площадка, (возможно, это будет система биржевых площадок в разных регионах, которые будут работать в единой инфраструктуре). Это позволит всем участникам рынка в режиме электронных торгов осуществлять закупку свободных объемов нефтяных средств по рыночным ценам. Сейчас в таком режиме работают аукционы по закупкам и интервенциям зерна.

А по каким ценам будут поставлять на эту биржу свой товар нефтедобывающие компании?
Цена будет рыночная - это первое. Второй вопрос - готовы ли пойти туда нефтяные компании?. На наш взгляд, готовы, по тому что стратегически для них это выгодно - ведь государство решило рассчитываться по рыночной цене за товар который поставляется для его нужд. Что касается непосредственно цен, то вряд ли это будут мировые цены - ситуация в России объективно отличается от ситуации за рубежом, и те цены, которые у нас сейчас имеются, примерно в три раза ниже, чем в Европе - той же Финляндии или Турции. У будет принципиально другой ценовой уровень. Но важно, что этот уровень будет рыночным, а не сформируется за счет каких-то монопольных проявлений или искусственного создания дефицита. С введением биржи появятся не только стимулы для вхождения на рынок новых участников и поддержки независимых трейдеров, но и у самих участников топливного рынка появится реальная возможность хеджировать свои риски. Каждая компания, торгующая нефтепродуктами в розницу сможет спрогнозировать изменения их стоимости в течение года, что в целом позволит выстроить нормальную систему работы. Кроме того, интерес нефтяных компаний будет подогреваться и другими факторами. Сейчас существуют налоговые риски от трансфертного образования. И нефтяным компаниям, конечно же, хотелось бы иметь нормальные рыночные индикаторы, ссылаясь на которые они могли бы избежать претензий налоговых органов в занижении налогооблагаемой базы. К тому же, на этапе запуска биржевой торговли топливом, мы предлагаем применять определенные меры по стимулированию ее развития. Например, если продажи на экспорт будут осуществляться на российской биржевой площадке, мы готовы предоставить некоторые послабления по таможенным пошлинам. Если поставки нефтепродуктов предполагаются на внутренний рынок. - возможно снижение размера акцизов, хотя, это потребует внесения изменений в законодательство.

Кто будет контролировать работу нефтяной биржи?
В этом смысле у каждого ведомства, есть свои определенные функции, и мы хотим, чтобы они реализовались должным образом. Непосредственно контроль за деятельностью бирж осуществляет ФСФР. Нашей функцией является контроль за ситуацией на товарных рынках. Минэкономразвития в пределах своей компетенции является уполномоченным органом по проведению закупок для государственных нужд.

До нового года не так далеко. Хватит ли времени, чтобы воплотить мысль о создании нефтяной биржи в реальность?
-Я полагаю, что хватит. В разработанном постановлении правительства речь идет не об идеологии, а о конкретных действиях, с разработанной схемой их осуществления. Но перед этим предстоит еще определиться с процедурой отбора площадок и формой контракта.

Комментарии