Иностранные инвесторы займутся производством высококачественного топлива вместо российских ВИНК

Внутренний рынок и нефтепереработку российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) рассматривают как "побочный" бизнес. Такое мнение было высказано сегодня на "круглом столе", организованном Технологическим центром Россия - ЕС, который был посвящен привлечению инвестиций в нефтепереработку в России. Участники мероприятия отмечали, что со времен Советского Союза в этой отрасли практически не произошло качественных изменений - она по-прежнему существенно отстает по основным параметрам от нефтеперерабатывающих предприятий развитых стран. Более того, как показали исследования, после включения НПЗ в вертикально интегрированные нефтяные компании, их экономическая эффективность функционирования понизилась по сравнению с периодом, когда они действовали самостоятельно.
Это связано с тем, что ВИНК не предпринимали существенных усилий для развития собственного производства нефтепродуктов, концентрируясь в основном на добыче нефти и его экспорте, что приносило наибольшую выгоду в короткое время. Тем более, что техническая структура добычи нефти и его последующего вывоза за рубеж была создана и отлажена еще в предыдущий период.
Такого рода деятельность и стала приоритетным направлением российских нефтяных компаний. Об этом свидетельствует то, что за 1999-2004 годы добыча нефти в стране увеличилась в полтора раза, в то время как ее переработка всего на 15%. При этом доля нефти, идущая на переработку за эти годы, снизилась с 55,4% до 42,2%. Это не могло не сказаться отрицательно на инвестиционной привлекательности нефтепереработки в России.
Но есть основания полагать, что в ближайшие 3-4 года ситуация начнет меняться. Причинами этого, по мнению экспертов, может стать очень хорошая мировая конъюнктура на нефтепродукты на мировом рынке, как и прогнозируемый быстрый рост потребности в высококачественном бензине и дизельном топливе внутри страны в связи с импортом готовых автомашин и планируемой их сборкой в России. Все они должны быть обеспечены топливом и маслами по стандартам Евро-3 и Евро-4. Сейчас же таких продуктов в России практически не производят.
Если наши ВИНК не начнут глубокую модернизацию НПЗ под выпуск этих продуктов, то этим займутся иностранные инвесторы, отмечали участники "круглого стола". И сделают это достаточно быстро. По расчетам, в предстоящие 5-6 лет потребность в бензине внутри страны возрастет в 1,5 раза. Причем, самый быстрый прирост будет наблюдаться в производстве высококачественного топлива, соответствующего международным стандартам.
Комментарии